Первый СПГ-танкер Maran Gas Apollonia компании Shell прибыл в Китай, сообщило агентство Platts.
Судно пришвартовалось в порту Яньтянь, подтверждает информацию и навигационный портал MarineTraffic.
Американский сжиженный газ впервые попадает в Китай с нового американского экспортного терминала Sabine Pass. который начал работу в феврале 2016 года. Прежде танкеры подобного класса с Sabine Pass направлялись в основном в Южную Америку, на Ближний Восток и в Южную Азию, также было по одной пробной поставке в Португалию и Испанию.
И эта партия СПГ с Maran Gas Apollonia также должна была быть направлена в Южную Америку, но по пути следования судна его курс был изменен.
По мнению ряда экспертов, теперь, после расширения Панамского канала, поставка сжиженного природного газа танкерами на основные рынки сбыта, которые находятся в Китае, Японии и Южной Кореи, стала менее затратной. Стоимость транспортировки по этому маршруту уменьшилась до 1,02 доллара с 1,40 доллара за один миллион британских тепловых единиц (то есть c 49 долларов до 35,7 долларов за тысячу кубов).
Но по мнению замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексея Гривача, поставка американского сжиженного газа в КНР, возможно, мера вынужденная, а вовсе не выход на новый рынок, поскольку Shell попросту пришлось продать СПГ ниже себестоимости – вопрос лишь в величине понесенных убытков.
«В июне Китай закупал сжиженный газ по 230 долларов за тысячу кубометров. А себестоимость американского СПГ даже вместе с подешевевшей транспортировкой составляет 290 долларов. Поэтому, я думаю, компания Shell вынуждена исполнять ранее заключенный контракт, а не зарабатывать деньги. И если бы она поставила газ в Европу, то убытки были бы еще больше. Разница в цене составляла бы более 100 долларов».
Как отмечает эксперт, в настоящее время все экспортеры американского СПГ несут убытки. «И вопрос сейчас состоит только в том, будут ли они продолжать поставки себе в убыток или им будет выгоднее вообще отказаться от уже законтрактованных услуг по сжижению и транспортировке газа», — говорит Гривач.
И что еще примечательно: по мнению аналитика ФНЭБ и преподавателя Финансового университета при правительстве России Игоря Юшкова, на текущий момент рынок СПГ больше похож не на рынок продавца, а на рынок покупателя, поскольку поставщики сжиженного газа буквально выстраиваются очередь к покупателями.
«Если несколько лет назад цены на газ для Японии превышали европейские в два раза, то сегодня цены сравнялись и можно говорить о том, что правила игры диктует покупатель», — уверен Юшков.
Учитывая сложившуюся ситуацию, российский сжиженный газ в какой-то степени становится более конкурентоспособным, поскольку его поставки дешевле американского.
«Если мы возьмем проект «Сахалин-2» на Дальнем Востоке, то у него себестоимость добычи газа ниже. Кроме того, дешевле сжижение, так как используется уникальная технология двойного охлаждения компании Shell, и «короткое плечо» при транспортировке на азиатский рынок», — говорит Юшков.
Как считают некоторые аналитики, даже транспортировка СПГ по маршруту Сахалин — Токио встанет существенно дешевле американского сжиженного газа – почти в четыре раза. Да и весь российский СПГ с этого проекта уже законтрактован на длительный период времени.
Однако есть и проблема, которая также увеличивает и стоимость поставок российского СПГ. Его приходится транспортировать из региона с суровыми климатическими условиям, для чего потребуется довольно большой ледокольный флот, когда теплый сезон заканчивается. Россия уже запустила программу строительства нескольких ледоколов, но, безусловно, все это в итоге делает и российский газ дороже из-за транспортной составляющей.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|