Казахстан хочет подключиться к проектируемому газопроводу “Алтай” (или “Сила Сибири-2”). Об этом заявил средствам массовой информации первый заместитель министра энергетики страны Махамбет Досмухамбетов.
“В Вoсточно-Казахстанской oбласти газовoе месторождение, кoторое есть в региoне, имеет относительно небольшие объемы газа, не пoзволяющие oбеспечить всю область – только в райoнном масштабе”, – пояснил Досмухамбетов. Если Китай и Россия все же будут строить “Силу Сибири-2” и газопровод пройдет через территорию Казахстана, то у республики будет возможность газифицировать восток с использованием этого ресурса.
Досмухамбетов подчеркнул, что этот проект сейчас находится на стадии переговоров и изучения. По его словам, речь не только о цене, но и надежности обеспечения, поэтому в некоторых случаях республика предполагает иметь возможность использовать два альтернативных источника. Как пояснил Досмухамбетов, именно исходя из всего этого и выберут вариант.
Еще летом появились признаки, что Китай может все же одобрить проект “Алтая”, или “Силы Сибири-2″, если по этому вопросу будет принято политическое решение. «Алтай» – этот тот самый западный газотранспортный маршрут, который ранее так был интересен России, поскольку оказывался не таким затратным, как восточный («Сила Сибири»).
Но долгие годы продавить китайцев на этот контракт так и не удалось – по целому ряду причин. Но в основном все упиралось в один самый актуальный вопрос – цену. Чтобы российский газ пошел через газопровод «Алтай» в Китай, нужно ее согласовать. А как раз этого прежде и не удавалось сделать.
«На западе КНР очень мало промышленных мощностей, поэтому газопровод придется тянуть на очень большое расстояние. Поэтому китайцы очень жестко торгуются по цене: они хотят брать газ на границе дешево, что является проблемой для «Газпрома». Если китайцы будут получать очень дешевый газ, европейские потребители могут потребовать скидки для себя”, – поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
“В результате ценовой вопрос оказывается единственным моментом, мешающим подписать контракт. Китай хотел бы привязать газ западного маршрута к среднеазиатским поставкам, прежде всего из Туркменистана. Какова цена туркменского газа для Китая, точной информации нет, поскольку Китай не только закупает газ в Туркменистане, но и получает его в рамках соглашения о разделе продукции. Определенно можно сказать лишь то, что туркменский газ для Китая довольно дешев, и такие же условия Китай хотел бы видеть и для российского западного маршрута», – поясняет Юшков.
Да, сегодня для России переговорная ситуация стала лучше, чем несколько лет назад – как стало известно, китайцы запросили дополнительные 6 млрд кубометров в год по “Силе Сибири”. Американские угрозы заставляют китайские власти пересматривать свои прежние подходы по существу дела. Китай не хочет в одночасье оказаться отрезанным от газовых поставок – например, если США вдруг перекроют Малаккский пролив, где они то и дело устраивают военные учения.
При этом, как отмечает Ющков, сегодня Китай в полной мере не может надеяться и на Туркмению. Сведения из этой страны поступают самые противоречивые – и в экономике там дела обстоят не очень хорошо, да и перспективы добычи газа также весьма туманные, так как деньги в газовые месторождения вкладываются огромные, а должной отдачи почему-то нет.
«Уже зимой 2017 года был серьезный перерыв в туркменских поставках. Это наводит на подозрение, что ситуация с ресурсной базой в Туркменистане сложная. В совокупности эти факторы позволяют рассчитывать на возобновление российско-китайских переговоров по западному маршруту», – считает Юшков.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|