Подводная угроза диверсий против танкеров, возивших российский газ
С начала 2025 года на фоне продолжающейся напряженности в энергетической и геополитической сферах произошло уже шесть инцидентов с морскими судами, имевшими в прошлом отношение к перевозке российских энергоносителей. Последний случай — взрыв на танкере Eco Wizard у берегов Усть-Луги 6 июля.
Хотя официальные заявления сдержанны, профильные издания и эксперты говорят о возможной координированной серии диверсий, нацеленных на дестабилизацию логистики экспорта энергоносителей, в том числе СПГ-поставок и продуктов переработки газа.
«Мы видим, что Балтика становится всё более напряжённым местом для экспорта российских нефти и нефтепродуктов. Потоки большие, трафик плотный, и каждый такой инцидент — не просто случайность, а вызов безопасности», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.
Сигналы из Усть-Луги, что произошло с танкером Eco Wizard
Инцидент с Eco Wizard произошёл во время операций в порту Усть-Луга — ключевом экспортном узле для сжиженного газа, аммиака и других продуктов газопереработки. В результате нештатной ситуации произошла утечка жидкого аммиака. Экипаж был эвакуирован, пострадавших нет, работы по устранению последствий ведут аварийные службы.
По сообщениям телеграм-канала Baza, на корпусе судна были обнаружены две пробоины до полутора метров, металл загнут внутрь — типичные признаки внешнего взрывного воздействия. Ведётся проверка с использованием подводных аппаратов.
«Это уже шестой случай с начала года. Частота и схожесть указывает на систему: либо кто-то хочет перерезать логистику, либо добиться паники среди перевозчиков», — заявил источник в отрасли.
От Ливии до Балтики: география атак и энергетический подтекст
Череда взрывов, по данным профильных изданий, началась 17 января у побережья Турции (танкер Seacharm), затем у берегов Ливии, Италии, снова в Усть-Луге и теперь — снова в России.
Аналитики отмечают, что в момент подрывов суда были либо пустыми, либо шли на погрузку, но имели историю перевозки российских энергоносителей, в том числе жиженого газа и конденсата.
«Это похоже на кампанию запугивания, направленную против судовладельцев, кто не отказался от логистики с Россией», — констатирует The TradeWinds.
По информации The Lloyd’s List, несколько охранных компаний уже начали обсуждать украинский след в контексте организации подводных атак при помощи магнитных мин или проникновения в машинные отделения.
На кого направлено давление - судовладельцы, страховые компании, логистические центры
Многие из пострадавших судов управляются греческими судоходными компаниями — Thenamaris, TMS Tankers, Stealth Maritime — не находящимися под санкциями. Эти фирмы активно участвуют в перевозке нефти и газа из России несмотря на международное давление.
С началом 2025 года доля таких перевозчиков вновь начала расти — в основном из-за снижения котировок на российское сырьё и привлекательности маршрутов. По оценкам отраслевых агрегаторов, доля греческих судов достигла 25% в общем российском экспорте углеводородов морем.
Судовладельцы перестраховываются:
- заказываются водолазные осмотры корпусов,
- судна снабжаются средствами видеонаблюдения под водой,
- подумывают о найме частных охранных структур и расширении сопровождения.
«Сценарий прост: если вы везли российский СПГ год назад — вы уже цель. Судовладельцы вынуждены знать, где они были — не где они идут», — писал Lloyd's List.
Угроза газовой логистике: безопасность портов под сомнением
Порт Усть-Луга — один из ключевых терминалов по отправке жиженого углеводородного газа, аммиака, конденсата и других газовых продуктов. Если такая инфраструктура оказывается в центре атаки, пусть даже условно чужими руками — это создаёт системные риски для всей энергологистической цепи:
- рост расходов на страхование СПГ-фрахта;
- удлинение маршрутов — за счёт необходимости избегать опасных районов;
- повышение издержек на охрану;
- привлечение ВМФ и ЧВК для защиты коммерческих маршрутов.
«Мы уже видим, как Балтика превращается в зону повышенного риска. Разговоры о необходимости сопровождения судов флотом уже не теоретические», — говорит независимый промышленный аналитик Максим Худалов.
Как защититься, предложения экспертов
По мнению Игоря Юшкова и Максима Худалова, прямая морская охрана становится необходимостью:
- сопровождение танкеров специализированными кораблями или малым флотом на нужных участках;
- установка гидроакустических станций на портах и подходах к ним;
- разработка и интеграция собственных FPV-дронов и БЭКов, как морских, так и воздушных.
Особое внимание предлагается уделить интернациональному правовому давлению — в случае, если будут установлены доказательства вовлеченности иностранных диверсантов или государств.
Таким образом, ситуация вокруг российских газовых и нефтегазовых морских поставок стремительно меняется. Серия диверсий против танкеров, связанных с РФ, указывает на попытки подорвать стабильность критически важной экспортной инфраструктуры, затруднить логистику, а заодно — создать атмосферу страха и неопределенности среди ключевых перевозчиков. Порт Усть-Луга, как важнейший хаб для российской газовой продукции, сегодня находится в зоне особого риска. Ответом должны стать меры не только технического, но и политического, охранного, дипломатического характера. В новой реальности газ — это не просто товар, это объект стратегической уязвимости. И его безопасность — дело государственной важности.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|