Среда, 09.07.2025, 10:56
 
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Абитуриент · RSS
Меню сайта
Реклама сайта
 
Главная » 2025 » Июль » 9 » Как морские диверсии ставят под удар экспорт российских энергоносителей
Как морские диверсии ставят под удар экспорт российских энергоносителей
06:57

Подводная угроза диверсий против танкеров, возивших российский газ

С начала 2025 года на фоне продолжающейся напряженности в энергетической и геополитической сферах произошло уже шесть инцидентов с морскими судами, имевшими в прошлом отношение к перевозке российских энергоносителей. Последний случай — взрыв на танкере Eco Wizard у берегов Усть-Луги 6 июля.

Хотя официальные заявления сдержанны, профильные издания и эксперты говорят о возможной координированной серии диверсий, нацеленных на дестабилизацию логистики экспорта энергоносителей, в том числе СПГ-поставок и продуктов переработки газа.

«Мы видим, что Балтика становится всё более напряжённым местом для экспорта российских нефти и нефтепродуктов. Потоки большие, трафик плотный, и каждый такой инцидент — не просто случайность, а вызов безопасности», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков.

Сигналы из Усть-Луги, что произошло с танкером Eco Wizard

Инцидент с Eco Wizard произошёл во время операций в порту Усть-Луга — ключевом экспортном узле для сжиженного газа, аммиака и других продуктов газопереработки. В результате нештатной ситуации произошла утечка жидкого аммиака. Экипаж был эвакуирован, пострадавших нет, работы по устранению последствий ведут аварийные службы.

По сообщениям телеграм-канала Baza, на корпусе судна были обнаружены две пробоины до полутора метров, металл загнут внутрь — типичные признаки внешнего взрывного воздействия. Ведётся проверка с использованием подводных аппаратов.

«Это уже шестой случай с начала года. Частота и схожесть указывает на систему: либо кто-то хочет перерезать логистику, либо добиться паники среди перевозчиков», — заявил источник в отрасли.

От Ливии до Балтики: география атак и энергетический подтекст

Череда взрывов, по данным профильных изданий, началась 17 января у побережья Турции (танкер Seacharm), затем у берегов Ливии, Италии, снова в Усть-Луге и теперь — снова в России.

Аналитики отмечают, что в момент подрывов суда были либо пустыми, либо шли на погрузку, но имели историю перевозки российских энергоносителей, в том числе жиженого газа и конденсата.

«Это похоже на кампанию запугивания, направленную против судовладельцев, кто не отказался от логистики с Россией», — констатирует The TradeWinds.

По информации The Lloyd’s List, несколько охранных компаний уже начали обсуждать украинский след в контексте организации подводных атак при помощи магнитных мин или проникновения в машинные отделения.

На кого направлено давление - судовладельцы, страховые компании, логистические центры

Многие из пострадавших судов управляются греческими судоходными компаниями — Thenamaris, TMS Tankers, Stealth Maritime — не находящимися под санкциями. Эти фирмы активно участвуют в перевозке нефти и газа из России несмотря на международное давление.

С началом 2025 года доля таких перевозчиков вновь начала расти — в основном из-за снижения котировок на российское сырьё и привлекательности маршрутов. По оценкам отраслевых агрегаторов, доля греческих судов достигла 25% в общем российском экспорте углеводородов морем.

Судовладельцы перестраховываются:

  • заказываются водолазные осмотры корпусов,
  • судна снабжаются средствами видеонаблюдения под водой,
  • подумывают о найме частных охранных структур и расширении сопровождения.

«Сценарий прост: если вы везли российский СПГ год назад — вы уже цель. Судовладельцы вынуждены знать, где они были — не где они идут», — писал Lloyd's List.

Угроза газовой логистике: безопасность портов под сомнением

Порт Усть-Луга — один из ключевых терминалов по отправке жиженого углеводородного газа, аммиака, конденсата и других газовых продуктов. Если такая инфраструктура оказывается в центре атаки, пусть даже условно чужими руками — это создаёт системные риски для всей энергологистической цепи:

  • рост расходов на страхование СПГ-фрахта;
  • удлинение маршрутов — за счёт необходимости избегать опасных районов;
  • повышение издержек на охрану;
  • привлечение ВМФ и ЧВК для защиты коммерческих маршрутов.

«Мы уже видим, как Балтика превращается в зону повышенного риска. Разговоры о необходимости сопровождения судов флотом уже не теоретические», — говорит независимый промышленный аналитик Максим Худалов.

Как защититься, предложения экспертов

По мнению Игоря Юшкова и Максима Худалова, прямая морская охрана становится необходимостью:

  • сопровождение танкеров специализированными кораблями или малым флотом на нужных участках;
  • установка гидроакустических станций на портах и подходах к ним;
  • разработка и интеграция собственных FPV-дронов и БЭКов, как морских, так и воздушных.

Особое внимание предлагается уделить интернациональному правовому давлению — в случае, если будут установлены доказательства вовлеченности иностранных диверсантов или государств.

Таким образом, ситуация вокруг российских газовых и нефтегазовых морских поставок стремительно меняется. Серия диверсий против танкеров, связанных с РФ, указывает на попытки подорвать стабильность критически важной экспортной инфраструктуры, затруднить логистику, а заодно — создать атмосферу страха и неопределенности среди ключевых перевозчиков. Порт Усть-Луга, как важнейший хаб для российской газовой продукции, сегодня находится в зоне особого риска. Ответом должны стать меры не только технического, но и политического, охранного, дипломатического характера. В новой реальности газ — это не просто товар, это объект стратегической уязвимости. И его безопасность — дело государственной важности.


Поделиться новостью в социальных сетях



Еще похожие новости
Просмотров: 42 | Добавил: Газовик | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
avatar
Хостинг от uCoz
Календарь новостей
«  Июль 2025  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Форма входа
Поиск
Статистика сайта
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru