Когда документ вступит в силу, на новые и действующие морские газопроводы из третьих стран в ЕС распространятся правила, которые уже действуют для наземных труб. В частности, речь идет об анбандлинге, то есть добывающая компания не должна владеть трубопроводом, по которому доставляется ее газ.
Адвокат, специалист по международному праву Мария Ярмуш рассказала в эфире радио Sputnik, как затронут эти нововведения проект “Северный поток-2”: «С моей точки зрения, поправки в Газовую директиву ЕС если и затронут реализацию “Северного потока-2”, то лишь косвенно. Прежде всего, это коснется вопроса о сроках окупаемости проекта для инвесторов».
«Изменить срок запуска “Северного потока-2” в эксплуатацию эти поправки не смогут, но вопрос окупаемости вложенных инвесторами средств сейчас “подвис”, – указала юрист. – Новые правила о резервировании 50% мощности трубы для сторонних независимых поставщиков газа в страны ЕС – это и ставит под вопрос то, насколько быстро инвесторы получат возврат средств, вложенных в проект”.
Заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов высказывается более резко: “Понятно, что никаких других поставщиков быть там не может – им просто физически неоткуда взяться. То есть Евросоюз может мечтать о чем угодно, но география против него. Понятно, что это чисто политическое решение, которое не имеет под собой внятного экономического обоснования. А обоснование “Россия плохая, давайте ограничим поставки из России” – это не экономическое обоснование, а бред сивой кобылы. Но они из этого исходят”.
“Эти ограничения мы уже проходили в более жестком варианте на первом “Северном потоке”, на его продолжении – газопроводе Opal. Тогда “Газпром” доказал еврочиновникам необходимость загрузки трубопровода “Северный поток” и получение исключений для Opal. То есть уже есть проторенная дорожка, по которой в любом случае смог бы пройти “Газпром” и его европейские партнеры, чтобы загрузить “Северный поток-2″ полностью”, – подчеркнул Александр Фролов.
Мария Ярмуш считает важным нюансом возможность смягчения действия поправок: “Нужно учесть, что Германия пролоббировала в этих поправках определенные правила о том, что страна, где проходит газопровод, в частности, “Северный поток-2”, может смягчать правила в отношении этого газопровода. Тем самым “Газпром” может получить определенные преференции. То есть часть правил, которые были введены этими поправками в директиву, не будет действовать конкретно в отношении этого газопровода”.
Такого же мнения придерживается постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов. В эфире телеканала “Россия-24” он пояснил, что поскольку точкой входа “Северного потока – 2” на территорию ЕС является Германия, решение вопроса по проекту остается за энергорегулятором ФРГ.
“Представители концерна Nord Stream 2 непреодолимых препятствий на сегодняшний день не видят. Поэтому, я думаю, можно с достаточной долей уверенности сказать, что строительство будет продолжено, и мы рассчитываем, что оно завершится в срок”, – сказал Чижов.
Вместе с тем постпред заметил, что в соответствии с Газовой директивой у Еврокомиссии “сохраняются еще некоторые полномочия” по строительству “Северного потока -2” и она “должна будет тоже дать свою отмашку”.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|