Напомним, 1 марта “Газпром” отказался начинать поставки газа на Украину, поскольку так и не было подписано допсоглашение к долгосрочному контракту. «Нафтогаз» специально тянул с подписанием, поскольку ждал положительного для себя вердикта Стокгольмского арбитража.
В обычных условиях Украина вполне обошлась бы без прямых поставок газа из России, но тут в конце февраля началось резкое и сильное похолодание. «Нафтогаз» рассчитывал, что с начала марта будет получать от «Газпрома» 18-20 млн кубометров в день, но этого не произошло.
Тогда украинская компания начала срочным порядком импортировать «голубое топливо» из ЕС, причем по сумасшедшим ценам. В какой-то момент стоимость газа на спотовом рынке Европы подскочила до 1 тыс долларов за тысячу кубометров. Киев, закупив топливо в Евросоюзе, немного сгладил ситуацию, но проблему до конца не решил: дефицит газа на Украине сохраняется в районе 10 млн кубометров в сутки.
Тем не менее, данную ситуацию Витренко счел поводом похвастаться: “Газпром”, мол, оказался в ловушке, которую подготовил для «Нафтогаза», поскольку Украина смогла обеспечить импорт сырья из Европы и “слезла с газовой иглы России”. А вот теперь «Нафтогаз» потребует от «Газпрома» еще и оплатить украинские закупки в «голубого топлива» ЕС.
СПГ-терминал Gate, расположенный в порту Роттердама, неожиданно для себя стал лидером по перевалке сжиженного природного газа, произведенного на ямальском заводе НОВАТЭКа. С момента запуска проекта «Ямал СПГ» через голландский терминал прошли уже пять грузов сжиженного топлива.
Всего завод НОВАТЭКа экспортировал за три последних месяца 14 партий СПГ общим объемом 1 млн тонн. Все они были реализованы на спотовом рынке, поставки по долгосрочным контрактам должны начаться в апреле этого года.
Главным потребителем ямальского сжиженного газа является Азия. Однако доставить туда СПГ напрямую в течение зимнего периода не могут даже ледокольные танкеры, специально построенные для проекта «Ямал СПГ». Слишком сложная сейчас на Северном морском пути ледовая обстановка.
Поэтому ямальские СПГ-перевозчики отправляются для перевалки грузов в порты Северо-Западной Европы. У “Ямал СПГ” есть 20-летний контракт с компанией Fluxys, который предусматривает перегрузку до 8 млн тонн в год на терминале бельгийского порта Зеебрюгге.
У Gate такого контракта с проектом нет, предполагалось, что нидерландский терминал будет использоваться лишь в качестве резервного, для региональных поставок, и через него будет проходить только один груз в месяц. Но голландцы смогли предложить столь выгодные условия, что НОВАТЭК не устоял.
В результате Gate имеет все шансы стать основным хабом для российского СПГ в зимний период. Установленная мощность терминала составляет 8,5 млн тонн в год, но в случае необходимости может быть повышена до 11,3 млн тонн в год.
Однако загрузка Gate в настоящее время невелика — за весь прошлый год он принял меньше 2 млн тонн. Так что у голландского терминала есть немалый запас мощности, который даст ему возможность оставаться ключевым европейским хабом «Ямала СПГ» даже после запуска второй и третьей производственных линий завода.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|