“Газпром” и МИД РФ должны совместно проработать возможность экспорта водорода в Европу.
Соответствующее поручение президент РФ Владимир Путин дал правительству. Экспорт предполагается осуществлять в виде метано-водородной смеси на базе действующих трубопроводных систем. Также глава государства поручил проработать вопрос о признании такого водорода соответствующим требованиям таксономии Европейского союза. Доклад должен быть представлен до 1 июня 2022 года.
Между тем ранее генеральный директор ООО “Газпром водород” Константин Романов отмечает, что технология доставки водорода в смеси с метаном не особо перспективна. Транспортировка метано-водородной смеси уже на этапе предварительных проработок признается нерентабельной, пояснил Романов в ходе Петербургского международного газового форума.
Согласно заключению специалиста, “оптимально для производства водорода – ближе к крупному потребителю – проще и менее затратно транспортировать природный газ”. Он также привел пример транспортировки растворенного водорода в толуоле – это всего 10% водорода, а остальное – растворитель.
“Технологии для транспортировки водорода будут ключевыми для развития глобального рынка. И мы понимаем, что сжиженный метан – это минус 160 градусов, сжиженный водород – это минус более 250 градусов. Я не говорю, что это будет единственная схема, но учитывая технические и экономические параметры, все-таки транспортировка природного газа и затем производство из него водорода пока вырисовывается как наиболее оптимальная схема. Причем, энергозатраты на месте производства могут быть и за счет ВИЭ”, – допустил Романов.
Он призвал проявлять “достаточно осторожный” подход к вариантам транспорта водорода в смеси с метаном. “Конечно, еще и в Санкт-Петербурге в XIX веке использовали синтез-газ после газификации углей для того, чтобы освещать наши улицы. Но там были сети низкого давления, а в сетях высокого давления есть свои особенности – эффект наводораживания металла (прежде всего места сварки труб). И, учитывая этот накопительный эффект, когда может быть охрупчивание и даже стресс-коррозия – то есть очень важно провести длительный цикл испытаний, чтобы не рисковать той инфраструктурой, которая есть”, – призвал специалист.
“Концептуально сейчас от этой идеи отказываются и в Европе. Мне кажется, это устаревшая технология, а она к нам, к сожалению, только сейчас пришла. Инициатива Еврокомиссии по водородному каркасу касается создания либо новых, либо использования существующих, но для транспортировки чистого, 100-процентного водорода”, – отметил он.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|