«Газпром» рискует потерять часть своей доли европейского газового рынка. Как передает Bloomberg, это может произойти в среднесрочной перспективе из-за настойчивого стремления ЕС диверсифицировать импорт «голубого топлива».
В настоящее время российский газовый холдинг занимает 30% рынка ЕС. Однако, с учетом падения доходов из-за снижения цен, он может утратить свое влияние, тем более, когда у покупателей появляются другие варианты.
Согласно прогнозам Международного энергетического агентства, к 2025 году газовый импорт ЕС будет составлять 77% его потребления против нынешних 63%. И совсем не факт, что именно «Газпром» будет поставлять эти дополнительные объемы.
Американские СПГ-компании активно пробиваются на европейский рынок, и вполне вероятно, что к 2020 году до половины объемов сжиженного газа, поставляемого в ЕС, будут обеспечивать США. Правда, это пока не гарантированный прогноз. Как полагает глава Total Патрик Пуянне, начнется жесткая конкуренция между американскими, российскими, алжирскими и ближневосточными поставщиками.
Причем у «Газпрома» не так много пространства для маневра, хотя он и использует существенно более гибкий подход, чем раньше. Газовый рынок Евросоюза нужен России едва ли не больше, чем Европе нужен российский газ.
Фактор трубопроводной поставки означает, что «Газпрому» не удастся быстро перенаправить «голубое топливо» на другие рынки. Газопровод в Китай, как ожидается, будет готов не ранее 2019 года. А после того, как сентябрьские переговоры с КНР вновь не привели к ожидаемому расширению экспорта, российский газовый холдинг стал агрессивно продвигать проект «Северный поток-2».
Представители «Газпрома» говорят даже, что готовы предложить более низкие цены европейским покупателям «голубого топлива», если те окажут инвестиционную поддержку строительству газопровода. Кроме того, холдинг выразил готовность уладить антимонопольные проблемы с ЕС.
При этом глава «Газпрома» Алексей Миллер публично заявил, что компания вряд ли прекратит поставки по украинскому маршруту после 2019 года. В результате, нельзя не признать, что российский газовый холдинг начинает действовать не как инструмент политического давления, а как дальновидная компания, которая умеет работать со своими клиентами, заключает Bloomberg.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|