309 миллиардов убытков: мы платим за чужие ошибки
Ну что ж, господа, новости у нас отличные: "Газпром", наше национальное достояние, по итогам девяти месяцев умудрился собрать убытков на 309 миллиардов рублей. Видимо, так и нужно — ведь компания, как известно, не может обанкротиться. Но вот что интересно: как только в отчёте появляются убытки, сразу же растут тарифы на газ. В этом году уже на 8%, а в следующем — ещё на 10,3%. Как-то это слишком удобно, не находите?
"Связывать убытки с ростом тарифов нельзя", — уверяют нас чиновники. Но что-то подсказывает, что эти две вещи идут рука об руку, как бы нам ни пытались доказать обратное. "Целевой уровень инфляции", говорят они. А по факту — очередная дыра в кармане простого обывателя.
Экспорт в Китай: дешево, но сердито
Когда Европа сказала "нет" российскому газу, "Газпром" бодро развернулся на восток. И всё бы ничего, да вот только цены, по которым Китай и остальные восточные коллеги покупают наш газ, значительно ниже, чем те, что мы имели в Европе. Снижение доходов? Да, но зато "мы сохранили объёмы", — бодро вещают нам из Совета Федерации. Правда, сохранили мы их с изрядной скидкой.
Это системное и верное решение, — говорят чиновники.
Конечно, если верным решением считается продавать газ по минимальной цене, лишь бы не остановить добычу, то да, несомненно.
Приватизировать нельзя оставить: где поставить запятую?
И вот здесь мы подходим к самому вкусному. Приватизировать "Газпром" или, как говорится, не трогать? Вроде бы рыночная экономика, конкуренция, все дела. Но, как показывают реалии, любая попытка разделить крупные государственные компании на кусочки приводит к тому, что всё возвращается на круги своя. Реформы РЖД, разделение в электроэнергетике — чем это закончилось? Правильно, ничем хорошим. Так что попытка приватизировать "Газпром" — это скорее из серии "давайте попробуем ещё раз и посмотрим, что сломается".
Повышать эффективность управления — вот наш лозунг.
Но, честно говоря, сколько раз мы это уже слышали?
Почему не стоит мечтать о дешёвом газе
Итак, вопрос: можно ли снизить тарифы на газ до минимума? Ответ: конечно, можно! Но вот только никто этого делать не будет. Почему? Потому что, оказывается, даже если газ будет стоить копейки, это ничего не изменит. "Вспомните метан, который уже дешевле дизеля", — говорят нам. И где же массовое пересаживание на газовые автомобили? Правильно, его нет.
Но главное, о чём нам настойчиво напоминают, — это "энергоэффективность". Дескать, если сделать газ дешёвым, мы все начнём "греть воздух" и транжирить народное достояние. А в итоге ни экономики, ни роста реальных доходов.
Электричество и удобрения: новое лицо "Газпрома"?
Так что же делать с "Газпромом"? Ответ Юрия Федорова — не просто продолжать качать газ, а заняться его глубокой переработкой. Электричество, удобрения — вот будущее. Ведь если газ как топливо — это уже вчерашний день (особенно с учётом всех санкций), то почему бы не стать промышленным гигантом в этих отраслях?
Логика простая: раз уж газ у нас свой и дешёвый (ну, для внутреннего потребителя, конечно), то за счёт этого можно производить электроэнергию и удобрения, которые будут востребованы как внутри страны, так и на экспортных рынках.
Таким образом, ситуация с "Газпромом" напоминает старую шутку: "Как сделать так, чтобы не было убытков? Поднять тарифы". Разворот на восток, конечно, попытка спасти положение, но по более низким ценам. Приватизация? Не факт, что это сработает. А что касается снижения тарифов и "бесплатного сыра" — это лишь мифы, потому что в реальности никто не готов работать бесплатно, да и дешёвый газ, как оказалось, вовсе не панацея для экономики.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|