Некоторое время назад мировой газовый рынок сосредоточил свое внимание на долгожданном появлении нового экспортного игрока — американской СПГ-компании Cheniere. Однако по-настоящему интересные изменения происходят совсем не в США, а в Европе, куда поставляет свое «голубое топливо» российский «Газпром».
В течение последних шести месяцев холдинг начал экспериментировать с новой стратегией ценообразования, проведя первые два газовых аукциона. Таким образом «Газпром» стал отходить от стандартных долгосрочных соглашений, по которым работал в течение многих лет, говорится в аналитическом материале, размещенном на информресурсе Oil Price.
И хотя последний из аукционов затронул лишь небольшой сектор европейского рынка — страны Балтии, геополитические последствия этих перемен будут весьма существенными.
Начнем издалека. Влияние сланцевого бума почувствовали почти во всем нефтегазовом мире. Поставки сжиженного природного газа из США и Австралии создают более конкурентный рынок, не зависящий от географии. В результате начались глобальные ценовые подвижки.
На этом фоне недавние шаги «Газпрома» — один из признаков того, что появились первые геополитические последствия роста производства газа. В условиях высококонкурентного рынка простая экономика предполагает, что производителю необходимо искать способы поддержать уровень дохода.
Правда, восточноевропейский рынок природного газа совсем не конкурентен. И не секрет, что «Газпром» вполне в состоянии традиционными способами усилить свои позиции и стать практически единственным поставщиком «голубого топлива» в эти страны, говорится далее в материале.
Тем не менее недавние новости свидетельствуют о том, что российский холдинг ищет альтернативные способы борьбы за свою долю рынка. По всей видимости, «Газпром» ощущает усиливающееся давление со стороны европейских лидеров, которые отчаянно пытаются снизить зависимость ЕС от российского газа.
Другой фактор, определяющий новую стратегию холдинга — антимонопольные трения с Еврокомиссией. И переходя к смешанной стратегии ценообразования, «Газпром» не только успокаивает ЕК, но и получает рычаги для удержания своей доли рынка, и, как следствие, влияния.
Таким образом, расширение производственных возможностей на глобальном рынке природного газа продолжается, и традиционные страны-экспортеры газа вынуждены применять новую бизнес-стратегию, отмечает автор материала. В результате их государственные компании-монополисты, занимающиеся поставками газа на внешний рынок, получают шанс стать значительно более эффективными, чем были до сих пор.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|