Новый газопровод на Балтике не имеет смысла без продления на суше. Его построит дочка "Газпрома" Gascade. Но заменить транзит через Украину этот маршрут сможет не ранее 2021 года.
Сможет ли "Газпром" начать эксплуатацию "Северного потока-2" в намеченные сроки - до конца 2019 года? Это зависит не только от того, удастся ли в самом ближайшем будущем преодолеть политическое сопротивление этому проекту целого ряда стран ЕС. Но и от того, будет ли своевременно построено на суше продолжение двух подводных труб.
EUGAL позиционируется как европейский проект
Без такого сухопутного отвода новый газопровод на Балтике из России в Германию просто не имеет смысла. Ведь сам он, как и его предшественник, закончится в немецком городе Грайфсвальде буквально в нескольких метрах от побережья - вдали от действующих газотранспортных сетей и потенциальных потребителей российского газа. Поэтому специально для "Северного потока" проложили OPAL и NEL, а у "Северного потока-2" будет EUGAL.
Эта аббревиатура расшифровывается как Europäische Gas-Anbindungsleitung - Европейский соединительный газопровод. Его протяженность составит 485 километров, он пройдет из Грайфсвальда на юг по территории трех восточногерманских земель до границы с Чехией в районе Дойчнойдорфа, суммарная мощность двух его ниток составит 51 миллиард кубометров газа в год. Прокладывать его будет компания Gascade Gastransport GmbH со штаб-квартирой в Касселе - совместное предприятие Wintershall (доля стопроцентной дочки немецкого химического концерна BASF составляет 50,02% ) и "Газпрома".
Если вокруг "Северного потока-2" уже не первый год кипят политические страсти, то реализация проекта EUGAL, который в начале 2018 года вступил в фазу получения разрешений от земельных властей, проходит в спокойной обстановке. В определенной мере это, видимо, связано с информационной политикой Gascade, целенаправленно позиционирующей этот газопровод как европейский проект, призванный удовлетворить растущую в ЕС потребность в дополнительной газотранспортной инфраструктуре, а вовсе не как новый маршрут для доставки в Европу газа из России.
Два принципиальных отличия от OPAL
Так, на сайтах Gascade и EUGAL упоминания "Газпрома", российского газа и "Северного потока-2" приходится старательно искать. Связь с российской госкомпанией, мягко говоря, не афишируется.
Весьма показателен ответ руководителя проекта EUGAL Людгера Хюмбса (Ludger Hümbs) на вопрос DW о задаче нового газопровода. "Наша задача - заниматься транспортировкой газа, в том числе, видимо, и того, что будет поступать по "Северному потоку-2", но не только, - подчеркнул топ-менеджер Gascade. - Мы сооружаем газопровод, который способен транспортировать газ из разных источников, причем во всех направлениях, поскольку он будет интегрирован в существующую трудопроводную инфраструктуру".
Такой ответ соответствует духу и букве энергетического законодательства Евросоюза (Третий энергетический пакет), требующего в целях предотвращения монополизма на европейском газовом рынке свободного доступа к имеющимся трубопроводам любых поставщиков. EUGAL полностью подпадает под регулирование ЕС, а вот OPAL, параллельно с которым он будет проложен, нет: для него в свое время были сделаны определенные исключения.
Другое принципиальное отличие от транзитного газопровода OPAL заключается в том, что EUGAL будет соединен на территории ФРГ в трех точках (и в конечном пункте) с действующими газопроводами. К примеру, непосредственно в Грайфсвальде с NEL, который идет к крупнейшему в Западной Европе подземному хранилищу газа (ПХГ) в Редене, а в районе Берлина с JAGAL, по которому в западном направлении прокачивается российский газ, поступающий в Германию по газопроводу "Ямал-Европа". (Отметим, что и NEL, и реденское газохранилище, и JAGAL в той или иной мере контролируются "Газпромом".)
Через Чехию к газовому хабу в Баумгартене
Так что EUGAL вполне можно будет использовать для переброски определенных объемов газа из "Северного потока-2" (его проектная мощность 55 млрд куб.м.) в Западную Европу. По словам Людгера Хюмбса, в NEL планируется направить до 4 млрд куб.м. Однако достаточно взглянуть на карту, чтобы понять: главная цель EUGAL мощностью 51 млрд куб.м. - это Чехия. Руководитель проекта в беседе с DW, не называя конкретно "Газпром", подтвердил: основные мощности еще не построенных двух труб уже долгосрочно забронированы для поставок именно до чешской границы.
А поскольку маленькой Чехии столько газа не нужно (в 2017 году она купила у "Газпрома" 5,8 млрд куб.м.), то она будет выступать главным образом транзитной страной, а конечной целью станет Баумгартен на востоке Австрии. Именно этот газовый хаб прописан во многих долгосрочных контрактах "Газпрома" как пункт передачи того газа, который сейчас поступает транзитом через Украину. Отсюда он идет, в частности, в Словению и дальше на весьма крупный итальянский рынок.
Таким образом, чисто газпромовский газопровод "Северный поток-2" и формально общедоступный газопровод EUGAL, мощности которого "Газпром", однако, уже заблаговременно забронировал на открытом аукционе, способны заменить до 55 млрд куб.м. из украинского транзита. Его объемы достигли в рекордном для российского газового экспортера 2017 году 93,5 млрд куб.м., годом раньше они составили 82 млрд куб.м.
Другую часть транзита через Украину в размере 31,5 млрд куб.м.смогут заменить две нитки "Турецкого потока" каждая по 15,75 млрд куб.м. И "Северный поток-2", и "Турецкий поток" "Газпром" стремится сдать в эксплуатацию до конца 2019 года. Причина такой синхронности двух мегапроектов легко угадывается: как раз к этому сроку закончится действие десятилетнего газового контракта с Украиной - и у России появится вполне законный повод отказаться от дальнейших услуг оператора украинской газотранспортной системы "Укртрансгаза".
"Газпром" не сможет отказаться от украинского транзита
Однако уже сейчас можно смело предположить, что этого не произойдет и что "Газпрому" как минимум в 2020 году еще придется в определенном объеме продолжать пользоваться украинским транзитом - и, соответственно, как-то договариваться с Киевом. И дело тут не в "Северном потоке-2", которому в Евросоюзе все еще не дали зеленый свет, что с каждым днем снижает вероятность прокладки двух его ниток к концу 2019 года. И даже не в "Турецком потоке", вторая нитка которого вполне успеет к указанному сроку подойти к границе Турции и Греции, но с той стороны ей нужно продолжение, а пока о сооружении какого-то "греческого EUGAL" ничего не слышно.
Нет, дело в самом EUGAL: он к концу 2019 года будет готов только наполовину. И вовсе не потому, что он выбился из графика. Руководитель проекта Людгер Хюмбс заверил DW, что все идет по плану: в марте ожидается разрешение на сооружение приемного терминала в Грайфсвальде, после чего во втором квартале начнется его строительство, а в августе - разрешения собственно на трубопровод. Выдавать их будут власти трех федеральных земель, это в их компетенции, письменно подтвердило DW Федеральное агентство по сетям (Bundesnetzagentur). Так что нет оснований ожидать какого-то противодействия с его стороны.
Проблем с финансированием тоже быть не должно. В октябре 2017 года к проекту EUGAL присоединились три крупных немецких газотранспортных оператора: Fluxus Deutschland и Gasunie Deutschland Transport Services (немецкие дочки бельгийской и нидерландской компаний), а также ONTRAS. Каждый из них получил по 16,5% в проекте, Gascade оставила за собой 50,5%. Таким четырем партнерам вполне по плечу проект стоимостью от 1 до 3 миллиардов евро. Gascade такой порядок цифр, появившийся в СМИ, не опровергает, но точных данных не дает.
Нет, EUGAL к концу 2019 года будет готов только наполовину просто потому, что так изначально планировалось. К этому времени намечено проложить первую нитку. Вторая согласно графику должна вступить в строй к концу 2020 года. Так что даже если "Северный поток-2" с двумя его нитками в декабре следующего года будет полностью сдан в эксплуатацию, он в течение года сможет работать только вполсилы.
Если же, наоборот, "Северный поток-2" застопорится, а EUGAL войдет в строй, то "Газпрому" придется платить полную цену за пустую трубу. "Клиент обязан оплачивать законтрактованные газотранспортные мощности. Используются они при этом или нет, для нас вопрос второстепенный", - подчеркнул в беседе с DW руководитель проекта Людгер Хюмбс. В этом-то и состоит особая привлекательность EUGAL для иностранных инвесторов: газпромовская стратегия долгосрочного бронирования обеспечивает им беспроигрышный вариант.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|