Аргументы некоторых стран-противников строительства газопровода «Северный поток-2» не выдерживают критики. Ко всему прочему, они, как выясняется, даже не соответствуют их национальным интересам.
Некоторые страны, входящие в Евросоюз, выступают против реализации проекта «Северный поток-2», полагают, что в случае начала работы нового газопровода с энергетической независимости содружества можно распрощаться. На этом же настаивают и США, которые организовали настоящую травлю проекта. Но если интерес Вашингтона вполне понятен — потеснить Россию на энергетическом рынке Европы и навязать европейцам более дорогой сжиженный природный газ (СПГ) — то вот, например, для Польши и Словаки, самых очевидных европейских противников «Северного потока-2», такой выбор позиции можно признать далеко не самым оптимальным, признают многие эксперты.
Ни о каком «энергетическом оружии» России в данном случае речь не идет, поскольку Россия прокладывает наиболее эффективные маршруты поставок газа в Европу. И, нужно отметить, с применением современных технологий, тогда как тот же украинский маршрут не только делает более дорогой цену на газ для европейских потребителей, но и несет для них риски, поскольку газотранспортная система Украины сильно изношена и на ее модернизацию нужны средства соизмеримые с теми, которые сегодня инвестируются в тот же «Северный поток-2».
Заводя разговор об «энергетическом оружии», противники российского проекта целенаправленно вводят в заблуждение европейских обывателей, которым хотят внушить определенные страхи. Однако хорошо известно, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. В данном случае, если какие-то объемы газа не пойдут через Украину, то они будут направлены по другому маршруту. И где тут логика? В настоящее время, что ли, зависимость Европы от российского газа, который идет через Украину, меньше? От смены маршрута эта зависимость не становится больше или меньше.
Другой вопрос, что многие европейские страны говорят о диверсификации источников поставок энергетического сырья. В этом есть хоть какая-то логика. Некоторые противники «Северного потока-2», выступая с русофобских позиций, вообще привыкли отрицать все российское. Просто из принципа. Но та же Польша, которая сегодня разыгрывает свою историю с СПГ заинтересована стать региональным газовым хабом, поскольку построила дорогущий СПГ-терминал, который в настоящее время не окупается, поскольку его никак не удается полностью загрузить.
Также Польша боится потерять заработок от транзита по газопроводу «Ямал-Европа», но это, скорее, некая «виртуальная» боязнь, потому что с введением в строй того же «Северного потока-2» Польша, как это ни странно кому-то может показаться, получает вполне приличные дивиденды. И объясним почему.
Да, Польша старается сегодня во всем подыгрывать США, но в целом газопроводы «Северный поток-1» и Северный поток-2» несут полякам дополнительный заработок.
В настоящее время Польша скупает в Германии излишние объемы газа, транспортируемые по действующему «Северному потоку-1». Перевозить его куда-то полякам не нужно — его они оставляют потребителям Германии. А идет это «голубое топливо» в зачет того газа, который немцы получают из России по газопроводу «Ямал–Европа» через Польшу. Часть этого топлива Польша не прокачивают, а оставляет для собственных нужд. Очень удобная и выходная схема, так как экономятся средства на прокачку.
С запуском «Северного потока-2» реализовывать эту схему станет еще выгоднее, поскольку ГТС Украины разгрузится, а Польша сможет еще больше качать газа на ту же Украину. Тот самый СПГ, который она намерена в огромных количествах получать из США. Да и Киев этого сам желает, ведь «газ агрессора», видимо, и греет как-то неправильно. Поэтому сильно пострадать от введения в строй «Северного потока-2» Польша попросту не может. Возможно, лишь морально.
Словакия, которая сегодня участвует в транзите российского газа в Европу, также не должна пострадать, так как «Газпром» специально проложил маршрут транспортировки газа из Германии в австрийский газовый хаб Баумгартен. А это и есть та самая точка приема российского газа потребителями Европы, которая прописана в контрактах. То есть, все равно газ пойдет через Словакию. Российский газовый холдинг мог бы обойтись и без Словакии, но все-таки учел обстоятельства — возможно, именно поэтому Братислава лишь недовольно ворчит, но так активно, как Польша, против «Северного потока-2» не выступает.
Американский интерес, как уже отмечалось, вполне очевиден: они пугают европейцев тем, что Россия в любой момент может перекрыть им газовый вентиль, но вот с «дружественным» американским СПГ такой фортель якобы не пройдет. Во многих европейских странах все прекрасно понимают, но спорить с Вашингтоном опасаются. Поэтому Германии и приходится практически в одиночку становится грудью в защиту «Северного потока-2», доказывая, что энергетическая безопасность стран Евросоюза от введения в строй нового газопровода не пострадает, так как у европейцев и России зависимость обоюдовыгодная — России невыгодно потерять европейские деньги, а Европе — российский газ.
Вот и создается в Европе, в том числе и в Германии, инфраструктура по приему СПГ — так, на всякий случай, для диверсификации. Однако США, очевидно, хотят выторговать для себя лучшие условия поставок, прекрасно понимая, что сжиженный газ всегда будет дороже российского трубопроводного.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости