События последних лет ускорили процесс обеспечения энергетической безопасности для стран Центральной и Юго-Восточной Европы.
Проект энергетического союза, который был запущен в прошлом году, придал этому процессу новый толчок. Целый ряд проектов, особенно тех, что касаются транспортировки газа, были предложены в этом регионе. В итоге все страны были вынуждены принимать участие в обсуждении и дебатах.
Некоторые из них, такие как Греция, Болгария и Словакия, увидели в этом возможность извлечь выгоду из своего географического положения и существующей инфраструктуры, которая позволит им продавить свою позицию во время переговоров.
Реакция других стран была более медленной, и до сих пор они практически никак не реагировали на происходящие события и изменения ситуации. К таким странам можно отнести и Румынию.
В отличие от большинства стран региона Румынии не так сильно необходимо искать альтернативу российскому газу. Собственные запасы газа в стране, по оценке Национального агентства минеральных ресурсов, в 2013 году составляли 120 млрд куб. м. При таком уровне запасов и при текущем уровне потребления страна может обеспечивать себя газом в течение 10 лет.
Перспективы дополнительных объемов газа вполне реальны, учитывая бурение на двух морских месторождениях: участке «Нептун», лицензия на разработку которого выдана компаниям OMV Petrom и ExxonMobil и запасы которого по оценкам достигают 42-84 млрд кубометров газа, и на месторождении EX 30 Trident, лицензия на которое выдана компаниям Lukoil Overseas, Romgaz и PanAtlantic, его запасы оцениваются в 30 млрд кубометров.
Однако с разработкой этих месторождений связаны определенные сложности.
Большинство шельфовых и морских месторождений истощаются или уже истощены, что повышает стоимость бурения, что особенно сложно на фоне долгосрочного снижения цен на нефть.
Шельфовое бурение сталкивается с теми же рисками, однако это связано с более сложным и дорогостоящим оборудованием и технологиями. Это означает, что интерес инвесторов вряд ли будет высоким, по крайней мере до тех пор, пока условия на рынке нефти не изменятся и не станут более благоприятными.
При этом Энергетический союз предоставляет властям Румынии все необходимые инструменты, позволяющие достичь стране максимального успеха на рынке газа. Власти страны понимают это, поэтому было предложено несколько проектов, которые могут помочь в достижении этой цели.
Transgaz, национальный оператор газотранспортной системы, продвигает строительство газового коридора BRUA, системы интерконнекторов между Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией.
Его мощность будет достигать 1,5 млрд кубометров в год в сторону Болгарии и 4,4 млрд кубометров в год в сторону Венгрии.
Планируется строительство дополнительного газопровода, по которому добытый на морских месторождениях газ будет поставляться в национальную систему и затем в другие страны через систему BRUA.
Несмотря на небольшую мощность, основным достоинством BRUA является то, что этот коридор сможет транспортировать газ как из Трансадриатического газопровода (TAP), когда он будет запущен, так и из газового хаба в Австрии – Баумгартена.
В то же самое время будет задействована уже существующая инфраструктура, при этом остается достроить дополнительные компрессорные станции и некоторые сегменты газопровода.
Выбор был сделан в пользу BRUA, при этом пришлось отказаться от другого проекта — Eastring, который был предложен словацкой TSO Eustream. В рамках этого проекта пока не был определен точный маршрут, при этом Eastring планируется как проект, соединяющий газовую инфраструктуру Словакии, Украины или Венгрии, Румынии и Болгарии путем строительства нового реверсного газопровода.
У него в целом те же преимущества, как и у BRUA, в плане запасов газа, однако у него другой маршрут и значительно более высокая мощность, которая по оценкам будет достигать 20 млрд кубометров на первом этапе и 40 млрд кубометров после завершения проекта.
Как Eastring, так и BRUA, были внесены в список «Проектов общего интереса» (PCI) Европейского союза, однако в разделе «потенциально конкурирующих проектов», что означает, что именно рынок будет определять, который из них — или же оба — будут реализованы.
Поэтому они являются «потенциально конкурирующими» между собой, а также с греческим проектом газопровода Tesla, который должен транспортировать российский газ с турецко-греческой границы через Македонию, Сербию и Венгрию до Баумгартена в Австрии и инфраструктуры, которая позволяет создание болгарского газового хаба.
Статус PCI дает возможность быстрее получить необходимые разрешения, быстрее пройти экологическую экспертизу и возможность получить финансовую помощь в рамках Connecting Europe Facility.
В этих обстоятельствах Румыния имеет несколько причин не предпринимать слишком активных действий.
Во-первых, власти страны понимают, что не никаких гарантий того, что проект BRUA будет реализован, учитывая привлекательность конкурирующего проекта Eastring для рынков. Большие объемы привлекают большие прибыли. Поэтому приверженность единственному проекту BRUA может оказаться контрпродуктивной.
Во-вторых, Румыния пока не приняла никаких серьезных шагов по использованию газопровода Tranzit II, который уже в январе 2016 года будет освобожден от обязательств Транзитного соглашения с «Газпромом» от 1996 года
Это означает, что со следующего года газопровод Tranzit II должен будет соответствовать нормам Третьего энергопакета ЕС, что позволяет допуск любой третьей стороны.
Это потребует строительства компрессорных станций, а также дополнительных, более мелких сегментов, которые позволят вывести Tranzit II к Черному морю (чтобы транспортировать добываемый на морских месторождениях газ) и соединить с национальной газотранспортной системой.
Инвестиции будут минимальны, а преимущества значительны и заметны уже в самом ближайшем времени.
Мощность газопровода — 9 млрд кубометров, что примерно равно мощности BRUA, в случае если только половина будет заполнена третьими сторонами, при этом для реализации BRUA требуется больше затрат на строительство.
Кроме того, Tranzit II можно сделать доступным для эксплуатации гораздо быстрее, чем BRUA, учитывая, что большая и самая значимая часть его уже построена.
Более быстрая реализация и меньшие затраты дадут стимул инвесторам как можно быстрее транспортировать свой газ для подачи его в этот газопровод, так как это позволит им выйти на региональный газовый рынок.
Понятно, что газ, предназначенный для внутреннего потребления, будет транспортироваться на румынский рынок в первую очередь. И только после того, как румынский рынок будет насыщен, компании смогут экспортировать.
Таким образом, энергобезопасность страны окажется вне зоны риска. Кроме того, как и в случае с BRUA и Eastring, газопровод Tranzit II будет работать на условиях реверсных поставок, что усилит конкуренцию, когда азербайджанский и российский газ получат доступ к румынскому рынку, либо через TAP, либо через «Северный поток-2», либо через СПГ-терминалы.
При этом Румыния может не отказываться ни от одного из этих проектов. Отказ от какого-то одного варианта в пользу другого на данном этапе был бы для страны контрпродуктивным, так как это привело бы к существенному сокращению возможностей страны.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости