Лето 2021 года в ЕС характеризовалось не только высокими температурами. Параллельно рекорды ставили цены на энергоносители.
Стоимость тысячи кубометров газа перевалила за 500 долларов, что для этого времени года – просто парадокс. Цены на энергоносители в ЕС всегда (!) выше во время зимнего отопительного сезона. В 2021 году все произошло с точностью до наоборот. Некоторые “эксперты” намекали на то, что это является результатом “заговора” “Газпрома”. Однако почему тогда со стороны покупателей российского газа не поступило ни одной претензии?
А самое главное – “Газпром” запуталась в сетях своей законодательной казуистики.
Пресловутый Третий энергопакет, который регламентирует транзитные поставки не только природного газа, но также и электричества внутри Европы, был принят не просто так. ЕС проводит планомерную политику отказа от долгосрочных контрактов. Как утверждает современная экономическая доктрина, подобные соглашения слишком инерционны и не отвечают требованиям свободного рынка. Считается, что короткие (спотовые) контракты учитывают колебания стоимости и не дают поставщику неправомерно обогащаться.
Однако Евросоюз не учел того, что цены на энергоносители могут колебаться не только вниз, но и вверх, причем сильно и достаточно долго. И происходит это именно из-за отказа стран-покупателей от гарантированных долгосрочных контрактов. В результате на рынки вышли не специалисты-энергетики, а биржевые маклеры, которые очень слабо разбираются непосредственно в отрасли добычи, переработки и транспортировки углеводородов.
Приведем наглядный пример. Пятого августа на Уренгойском заводе по подготовке конденсата (ЗПКТ), принадлежащем ООО “Газпром переработка”, случился пожар. Зарубежные средства массовой информации тут же взорвались сообщениями о возможном снижении прокачки газа по МГП “Ямал-Европа”. Из-за этого цена на газ в Европе резко пошла вверх. Комичность ситуации заключается в том, что упомянутый завод никакого отношения к экспорту российского газа не имеет. И при долгосрочных контрактах подобные события имеют нулевое значение. Но а при спотовой торговле спекулянты на рынке тут же упредительно взвинчивают цены, не особо пытаясь вникнуть, что и где сломалось.
То же правило целиком и полностью применимо к ситуации с подземными хранилищами. “Газпром” физически не может манипулировать на этом поле по той простой причине, что он имеет ту или иную долю собственности в ключевых ПХГ. И от их заполненности зависит выполнение контрактов.
Просто “Газпром” в это время занимался в августе основной задачей — обеспечением внутренних интересов. И параллельно прокачивал законтрактованные объемы трубопроводного газа. А то, что стоимость экспортного топлива вместо заложенных в бюджет 170 долларов перевалила за 500, — это тот самый свободный рынок.
Тем временем глава австрийской энергетической корпорации OMV и президент российско-германской внешнеторговой палаты Райнер Зеле опубликовал статью, в которой прямо заявил, что ЕС критически нуждается в российском газе. А потому экономический союз между Европейским союзом и Российской Федерацией неизбежен. По словам автора, экономический рост Европы процесс крайне хрупкий, и без надежных поставок российских энергоносителей гарантировать его невозможно.
В настоящий момент ограничения Третьего энергопакета распространяются на “Северный поток-2”. Если открыть карту наземной части газовой инфраструктуры внутри Европы, выяснится любопытный факт. Абсолютно все магистральные газопроводы, по которым поставляется российский газ, решением стран, по территории которых они проходят, выведены из-под действия энергопакета. Например, чешский участок Net4Gas, немецкие JAGAL, MIDAL, STEGAL и австрийский TAG являются не продолжениями “Турецкого” или “Северного потока”, а внутренними газораспределительными сетями.
Единственный газопровод, к которому сегодня применены ограничительные меры, — это OPAL, его транзитная мощность ограничена 50%. Но все тот же энергопакет в случае экстренной необходимости и при отсутствии альтернативных поставщиков разрешает открывать вентиль на полную. “Газпром” не форсирует этот вопрос, просто наблюдая за рекордным ростом цен и тем, как первый “Северный поток” работает с нагрузкой свыше 100%.
Фактически сейчас в ЕС разворачивается битва между политиками и собственным крупным бизнесом. Первые играют в свои игры, а вторые обязаны обеспечивать экономический рост, энергетическую безопасность и при этом получать прибыль. Стоимость природного газа, пустые ПХГ и пассаж Райнера Зеле аккуратно намекают на то, что терпение энергетических компаний на исходе. И дальше Европу ждет рост тарифов, а значит, сильное неудовольствие электората.
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|