Если президент и Газпром считают, что контракт с Китаем выгодный, значит так оно и есть. В конце концов, они там не просто так. Не то, что мы тут, со своими кухонно-хомячковыми суждениями. Там подсчитали и оценили. Сделка прибыльная. Придут инвестиции. Будет создана инфраструктура. Ну и прочие приятности. Типа шила в европейское седалище. Но почему же наш народ волнуется, и даже боится этих объятий с Китаем на грядущие минимум 30 лет? Чем трудолюбивый и отзывчивый Китай, который уже неоднократно был нашим другом навек, не устраивает некоторых жителей нынешней возрождающейся России?
Какие аргументы приводит простой, и не очень простой россиянин, когда сомневается в справедливости и взаимной выгоде заключенных с Китаем соглашений? Набор народных сомнений вполне типичен, и не очень обширен.
1. Китайцы очень хитрож хитроумные, и все равно нас обманут.
2. Пятнадцать лет Газпром вел переговоры о цене поставки газа в Китай, и не мог договориться. А тут вдруг в одночасье во время визита Путина обо всем договорились. Поскольку мир к тому моменту не перевернулся, кто-то кому-то в конце концов уступил. Вряд ли это китайцы, у которых все хорошо. Значит, это Россия, у которой санкционные «терки» с Западом.
3. Цена на газ секретная, а значит низкая, и Россия прогнулась под Китай. Что хорошо соотносится с предыдущим пунктом.
4. Мы в обмен на согласие Китая покупать газ пустим китайцев на Дальний Восток и в Сибирь. Они все скупят, приберут к рукам, и вывезут в Китай. Вплоть до сибирской морошки и еловых шишек.
5. Китайцы заселят Дальний Восток, и мы его потеряем вскоре как территорию.
6. Есть какие-то секретные договоренности, в обмен на которые Китай согласился на контракт. И само собой, договоренности не в пользу России.
Собственно, все.
Насколько сомнения народа справедливы? И если справедливы, почему они (сомнения) не терзают руководство страны?
Я не берусь об этом судить. Меня лично смущают лишь некоторые обстоятельства, и некий собственный опыт наблюдения за методой ведения бизнеса китайскими товарищами.
Вот президент Путин заявил в Питере, что контракт на поставку газа рассчитан на 30 лет. А газа в месторождениях хватит аж на 50 лет. Как я понимаю, нынешние выпускники школы, у которых вчера прозвенел последний звонок, к пенсии станут свидетелями того, что газ в России закончится. Возможно, некоторые даже вспомнят имя того, благодаря кому он (этот газ) ушел весь за границу...
Впрочем, возможно в тех 400 млрд. долларов, в которые оценен контракт, есть процентов 10-15 прибыли, и значит, Россия заработает 40-60 миллиардов долларов. За тридцать лет. Где-то в среднем по полтора миллиарда в год...
Можно сейчас начать вычислять созданные рабочие, места, трубопроводы и компрессорные станции. Вполне может быть. Если эти рабочие места получат россияне. И трубопроводы не будут в залоге у китайцев. Или в долевой собственности.
Доводилось мне неоднократно бывать в разных странах Африки и Ближнего Востока. И наблюдать там китайские компании и бизнесменов. Коих там великое множество.
Вот, к примеру, Судан. Вернее, теперь два Судана. Еще когда страна была едина (хотя бы формально), китайская CNPC вела добычу и транспортировку нефти на месторождениях Судана. И хотя формально там были контракты и СРП, без китайцев ни одно серьезное решение не принималось. И проекты не осуществлялись. И все это было организовано так культурно и цивилизованно...
Потому что куда ездил в отпуск руководитель суданской нефтяной государственной компании? – Правильно. В Китай. За чей счет? – Даже и не знаю...
А на многочисленные конференции и обмены опытом, куда ездили чиновники Министерства энергетики и природных ресурсов Судана? – Правильно... За чей счет? – Правильно...
Экспортный трубопровод у Судана один. С юга, где месторождения, на север, где на Красном море Порт-Судан. Кто строил большую часть этого трубопровода? Правильно. Китайцы. С огромным трудом российский Стройтрансгаз получил контракт - несколько сот километров трубы под постройку. С огромным трудом свел экономику этого контракта в «ноль». Конкурировать с китайцами практически невозможно – все тендерные предложения ниже плинтуса. Плюс чей-нибудь отпуск в Китае...
А кто сегодня владеет этим трубопроводом? Консорциум. В котором суданской стороне принадлежит 8%. А китайцам принадлежит 47 %. Остальное – малазийская и арабская компании.
В безапелляционно мусульманском Хартуме – столице Судана, на прилете у вас отнимут и выльют тут же на землю любое спиртное из багажа. Но выпить пива или вина в Хартуме можно вполне. Китайских. В китайском ресторане. Если сумеете туда попасть. Потому что туда пускают только своих. И никакие исламские активисты и даже полиция туда попасть не могут. И не пытаются...
Китайских рабочих, занятых на строительстве и обслуживание нефтяных объектов, охраняет китайская же служба безопасности. 5000 человек. По сути, это маленькая, хорошо оснащенная армия. На территории чужой страны. Когда сепаратисты однажды напали на одну из насосных станций на трубопроводе, погибло немало народу – и со стороны сепаратистов, и китайцев. Сколько, и куда подевались погибшие и раненые, кто кого поубивал – тайна.
Когда несколько лет назад Судан разделился на два государства, китайские компании оказались в сложном положении. С одной стороны, они всегда тесно дружили с центральным правительством Судана – которое враг Южного Судана. А с другой стороны, нефтяные месторождения отошли именно к Южному Судану...
Решение вопроса оказалось истинно китайским. Основные подрядчики по разработке и добыче нефти в Южном Судане – китайские компании... Невзирая ни на какие политические, экономические и военные проблемы между двумя Суданами.
А вот еще одна страна в Африке – Сенегал. Когда летишь из Дубая в Дакар, больше половины пассажиров в самолете – китайцы.
Самая большая барахолка в Дакаре – китайский рынок. Можно купить все. Сколько там лавчонок – сосчитать нереально. Посмотрите на карту – где Китай, и где Дакар?
Ну ладно, барахолка и есть барахолка. Но вот гораздо более интересные факты. Дороги в провинции Кедугу, на востоке Сенегала, рядом с Мали, строят китайские рабочие. Технология – наверное самая передовая. Я во всяком случае, таких не видел раньше. Земляное полотно посыпают цементом, затем поливают водой. Засохнет - потом еще положат сверху асфальт.
В Сенегале нет своих углеводородов. Фосфаты есть. Золото есть. Мрамор есть. Нефти и газа не находили пока. Но вот недавно выдана первая лицензия на разведку нефти и газа на шельфе Сенегала. Какой компании? – Правильно. Китайской.
Это при том, что большинство геологов Сенегала говорят по-русски. Сильно дружил СССР с Сенегалом в свое время. И всю его территорию разведал на полезные ископаемые...
А вот такая страна, как Пакистан. Исламская. Суверенная. С ядерным оружием.
У Пакистана есть приличные запасы газа. В Белуджистане. И у Пакистана есть порт Карачи. Но порт Карачи далеко от Белуджистана.
Зато близко к Белуджистану порт Гвадар. Он не очень раскрученный. Но очень территориально хорошо расположен. В Индийском океане. И очень хочет Пакистан сделать из Гвадара подобие порта Фуджейра. Это порт в Эмиратах, на берегу Индийского океана. Крупнейший контейнерный терминал.
Не вдаваясь в подробности – главным инвестором и акционером порта Гвадар стали китайцы. И они же построят железную дорогу из Гвадара в Китай. Получится шикарный транспортный коридор из Индийского океана в Китай. Да и к тому же месторождения Белуджистана рядом...
Можно еще рассказать о сотрудничестве далекой Венесуэлы и Китая. Который является крупнейшим инвестором и кредитором Венесуэлы. Прежде всего в добыче и переработке нефти. Там с китайскими инвестициями и китайскими кредитами совсем интересно. И так похоже на происходящее сейчас у нас с Китаем...
Я к чему все это рассказываю? - Мои личные наблюдения говорят о том, что в тех странах мира, где китайцы появлялись со своими деньгами, оборудованием, людьми – НИКОГДА они эти деньги, оборудование и потенциал своих людей не ставили на службу МЕСТНЫМ. И НИГДЕ не остались в накладе.
В отличие от местных...
Может, не зря все же народ наш переживает?...
Автор: Владимир Бекиш Эксперт в сфере ситуационного анализа
Поделиться новостью в социальных сетях
Еще похожие новости
|