Изложены результаты поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведенных в НИИСК Госстроя СССР при участий "Гипроспецгаза", Мингазпрома СССР и др. организаций.
Собраны, классифицированы и проанализированы конструктивные решения подвижных опорных частей, предложенные, разработанные и применяемые при прокладке трубопроводов различного назначения. Рассмотрены преимущества и недостатки основных конструктивных решений. Дано научно-техническое обоснование выбора и приведены результаты исследований эффективных антифрикционных элементов. Описана новая конструкция подвижных опорных частей для трубопроводов большого диаметра и приведены результаты испытаний опытного образца.
Трубопроводный транспорт для газообразных, жидких и сыпучих продуктов во многих случаях наиболее эффективен. Поэтому магистральные и технологические трубопроводы являются одним из массовых типов инженерных сооружений. В зависимости от условий возведения и эксплуатации трубопроводы прокладывают под землей, на земле или над землей. Для труб, которые не укладывают в землю, необходимо специально обеспечивать возможность беспрепятственного перемещения трубы относительно основания. Для этого, как известно, используют подвижные опорные части различных конструкций. Подвижные опорные части применяют также для балочных конструкций других сооружений - мостов, эстакад, зданий и т.д.
Начиная с 1968г. в НИИСКе выполняются обширные поисковые, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по опорным частям сооружений /научный руководитель Д.А. Коршунов, ведущий исполнитель В.И. Скуцкий/, в которых на отдельных этапах принимали участие различные лаборатории и ЭКБ института; ряд разработок и исследований проведен совместно с "Гипроспецгазом" при участии также треста Союзгазспецстрой и СКО ВНИИСТа. Основные результаты этих работ приведены в настоящем сборнике. Сборник открывается статьей, содержащей детальный научно-технический обзор конструктивных решений опорных часте для трубопроводов различного назначения с выделением конструкций для магистральных трубопроводов. Показана устойчивая тенденция использования опорных частей скользящего типа с применением эффективных антифрикционных материалов. Эта тенденция уже давно проявляется в мостостроении.