Определение допустимых динамических нагрузок на трубопроводы
Авторы: Заслуженный изобретатель РФ, д.т.н., Х.Н. Низамов; к.т.н. В.Н. Применко; Л.В. Колычев; Российский университет дружбы народов
Журнал «Двойные Технологии», №4, 2000г.
В процессе эксплуатации трубопроводных систем различного назначения неизбежно возникают интенсивные волновые (колебания давления, гидроудары) и вибрационные процессы в результате работы насосных агрегатов, изменения режима их работы, срабатывания запорной арматуры, аварийных отключений электропитания, ошибочных действий обслуживающего и ремонтного персонала и т.п., которые приводят к возникновению переменных во времени напряжений в стенках трубопроводов и появлению, с течением времени, усталостных и коррозионно-усталостных трещин в местах сварных соединений или каких-либо малозаметных дефектов, являющихся концентраторами напряжений (царапины, задиры и пр.)
Все эти факторы, как правило, не учитываются при проектировании трубопроводных систем. Так, например, при проектировании магистральных трубопроводов [1] учитываются все действующие на трубопровод нагрузки - изменение температуры, вес засыпки, ветровые и снеговые нагрузки и т.п., за исключением динамического характера нагружения стенки трубопровода в процессе эксплуатации. В нормативных документах различных отраслей промышленности, в основном, регламентируются допустимые уровни вибрации трубопроводов. Так согласно нормам Мингазпрома [2] аварийный уровень вибрации оценивается значением виброскорости Ve=18 мм/с, а предупредительный превышением Ve=41 мм/с. По нормам Союзкомрессомаша для участков трубопроводов более 0.5 м размах виброперемещений ограничен величиной 0.5 мм, а нормам и ГАНГ им. Губкина для трубопроводов поршневых компрессорных машин вводится к этой величине поправочный коэффициент равный 0.75. Требования к пульсациям давления в этих документах отсутствуют.
Необходимо отметить, что в нормативных документах многих отраслей промышленности отсутствуют не только ограничения на пульсации давления, но и ограничения на вибрации.
В то же время в последние годы замена изношенных трубопроводов ведется крайне низкими темпами. При отсутствии регламентирующих ограничений на допустимые динамические нагрузки это приводит к ежегодному увеличению количества аварий на трубопроводах на 7-10% (по данным ежегодных докладов о состоянии окружающей среды в РФ).
Для определения напряжений в стенках трубопровода будем полагать, что помимо постоянного рабочего давления Рр на него действуют переменные во времени нагрузки — пульсации давления и вибрация.
Напряжения от пульсаций давления могут бить определены по формулам:
σΔрт=ΔPD/δ; σΔрt=ΔPD/(2δ), | где ΔP — амплитуда колебаний давления; |
Максимальное напряжение, вызванное вибрацией трубопровода, можно определить, используя зависимость [3]:
Здесь Vemax — максимальное значение виброскорости; |
Суммарное напряжение в осевом направлении от действия пульсаций давления и вибрации:
σt=σΔрt+σV.
Таким образом трубопровод находится в сложном напряженном состоянии, характеризуемом действием циклического изгиба от вибрации и растяжением стенки трубопровода от пульсаций давления.
При двухосном напряженном состоянии запас усталостной прочности трубопровода можно определить по формуле Гафа и Полларда, которая применима и в случаях синфазного изменения σt и σтр:
где n — запас усталостной прочности трубопровода; |
Коэффициенты асимметрии цикла:
rт=(Рр-ΔР)/(Рр+ΔР);
rt =(РрD/(2δ–σt)/(РрD/(2δ)+σt).
Допускаемые амплитуды напряжений в стенке трубопровода можно вычислить по формулам:
где σВ — предел прочности; σ-1 — предел выносливости при симметричном цикле нагружения; β — коэффициент, учитывающий влияние состояния поверхности трубопровода на предел выносливости: для новых трубопроводов β=0.80-0.85, а для подверженных коррозии может уменьшаться до величины β=0.5; k — коэффициент концентраций напряжений.
Величину σ-1 можно определить, используя справочные данные, либо по формуле Мэнсона [4]:
σ-1=1,75σВ/N0,12
где N — число циклов нагружения.
Методику определения допустимых динамических нагрузок на трубопровод рассмотрим на конкретном примере. На первом энергоблоке Калининской АЭС наблюдались повышенные уровни вибрации маслопровода в системе гидростатического подъема ротора турбины типа К-1000-60/1500. Источниками вибрации маслопровода являются пульсации потока на основной частоте работы поршней насоса типа НРЗ 1250/32 (98,5 Гц).
Проведенные измерения показали, что максимальный уровень среднеквадратичного значения виброскорости составляет Ve=80 мм/с, а амплитуда пульсаций давления масла ΔР=1,03 МПа, при рабочем давлении 8,0 МПа. Наружный диаметр маслопровода D=89 мм, толщина стенки δ=5 мм, материал ст. 20 (σВ=480 МПа; σ-1=195 МПа).
Запас усталостной прочности трубопровода, должен быть не менее n=2,0. Полагая nт=n1 получим:
nт=n1= =2,83; | σΔрт=17,3 МПа; | σt=12,3 МПа; |
Таким образом напряжения, вызываемые пульсациями давления, являются недопустимыми. Для гашения волновых и вибрационных процессов в трубопровод непосредственно за насосом и в общий коллектор были установлены стабилизаторы давления типа СД-12-80, которые позволили уменьшить амплитуду пульсаций давления до величины ΔР=0,12 МПа, а среднеквадратичное значение виброскорости до Ve=14 мм/с.
Расчеты показывают, что установка стабилизаторов позволила уменьшить напряжения от пульсаций давления и вибраций до величины σΔрт=2,0 МПа и σt=1,64 МПа, что значительно ниже допустимых напряжений, и обеспечить безаварийную эксплуатацию системы гидростатического подъема ротора турбины К-1000-60/1500.
Литература
1. СНиП 2.05.06 - 85 Магистральные трубопроводы. Госстрой СССР - М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1988г.
2. Нормы вибрации трубопроводов технического газа КС с центробежными нагнетателями. - М.: Мингазпром, 1985г.
3. Самарин А.А. «Вибрации трубопроводов энергетических установок и методы их устранения» - М.: Энергия, 1979г.
4. Вибрация в технике. Т. 3. - М.: Машиностроение, 1980г.