База знаний по сметному нормированию

Категория: Другое
Всего вопросов в категории: 124
назад к списку тем

Вопрос: 14.10.2014

Просим разъяснить возможность применения расценок ТСН-2001.14-15 «Тех­ническая эксплуатация средств связи, систем видеонаблюдения, управления движением, охранной и пожарной сигнализации» для заключения контракта по техническому обслу­живанию систем охраной и пожарной сигнализации на объектах бюджетной организа­ции, расположенной в Московской области.

При невозможности применения расценок ТСН-2001.14-15 просим указать, какой из ТСН может подойти для применения в Московской области.

Ответ:

Определение сметной стоимости объектов капитального строительства, рекон¬струкции и капитального ремонта, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, осуществляется с использованием сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов в соответствии с приказом Гос-строя от 05.02.2013 № 17/ГС.
Сметно - нормативная база г. Москвы ТСН-2001, утвержденная постановлением Пра¬вительства Москвы от 14.11.2006 № 900-ПП, используется при определении сметной стои¬мости объектов строительства, реконструкции и капитального ремонта, финансируемых исключительно за счет средств бюджета г. Москвы.
В настоящее время на федеральном уровне не разработаны нормативные документы по определению сметной стоимости работ по эксплуатации и техническому обслуживанию систем охранной и пожарной сигнализации зданий и сооружений.
Определение стоимости данных затрат (включая виды работ, указанные в обращении) осуществляется с использованием нормативно-методических документов соответствую¬щих министерств и ведомств, либо в соответствии с порядком, определенным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образова¬ний.

(Письмо от 20.06.2014 № 625- 20438/ФЦ)
Дата публикации: 14.10.2014

Вопрос: 10.02.2014

В реестре «Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» присутствует «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Коммунальные инженерные сети и сооружения», в котором применяется термин «типовой проект».

Просим Вас разъяснить, к каким проектам и на основании каких решений каких органов следует применять термин «типовой проект».

Ответ:

В соответствии пунктом 2 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145, под типовой проектной документацией понимается проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. №791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» (далее - постановление) в целях экономии средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, направляемых на подготовку проектной документации, и популяризации современных экономичных архитектурно- планировочных, конструктивных, инженерно-технических, технологических

и организационных решении, применяемых при подготовке проектной документации, Министерством регионального развития Российской Федерации формируется реестр типовой проектной документации (далее - реестр). Пункт 4 вышеуказанного постановления рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при решении вопроса о разработке проектной документации, осуществляемой за счет или с привлечением средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, рассматривать целесообразность применения типовой проектной документации, информация о которой включена в реестр.

Одновременно сообщается, что приказом Минрегиона России от 4 июля 2013 г. №283, создан Нормативно-технический совет по отбору типовой проектной документации, правила формирования и ведение Реестра утверждены приказом Минрегиона России от 29 марта 2013 г. № 106.

(Письмо от 02.09.2013 № 9379-ЕЖ/12/ГС)

Дата публикации: 10.02.2014

Вопрос: 04.02.2014

Наше предприятие является инжиниринговой компанией по оказанию услуг по разработке и экспертизе проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт искусственных сооружений на сети железных и автомобильных дорог.

При разработке сметной документации на строительство объектов транспортного строительства (мосты, путепроводы, тоннели, подпорные стенки и т.д) в сметах учитываются затраты, согласно ПОС, на сооружение временных вспомогательных сооружений (подмостей, опалубки, креплений траншей и котлованов и т.д). При этом, в связи с отсутствием сметных нормативов расхода оборачиваемых материалов и конструкций, проектные институты учитывают в сметах расход оборачиваемых материалов по математическому соотношению, исходя из оборачиваемости материалов, указанной в ПОС (т.е. например: при 5-ти кратной оборачиваемости норма расхода с К=0.2, при 3-х кратной К=0,33 и т.д.), без учета износа.

Компания считает позицию проектных институтов не совсем правильной и просит согласовать методологию расчета затрат по оборачиваемости материалов и конструкций, для включения в сметную документацию, согласно РДС82-201-96 формула4, с учетом дополнительного расхода материалов и конструкций при каждом обороте, тем самым учитывая износ и трудноустранимые отходы используемых материалов и конструкций.

Ответ:

При составлении сметной документации расход оборачиваемых материальных ресурсов, используемых при возведении временных вспомогательных сооружений (лесов, подмостей, опалубки, креплений траншей и котлованов и др.), по мнению Госстроя, рекомендуется определять в порядке, изложенном в Правилах разработки норм расхода материалов в строительстве (РДС 82-201-96).

(Письмо от 03.09.2013 № 9461-БМ/12/ГС)

Дата публикации: 04.02.2014

Вопрос: 26.12.2013

Наша организация является Застройщиком и Техническим Заказчиком по сооружению «Опытно-промышленный энергоблок с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово-висмутовым теплоносителем» (далее – ОПЭБ с РУ СВБР-100).

Учитывая, что ОПЭБ с РУ СВБР-100 является уникальным, пилотным проектом по созданию атомных станций малой мощности нового поколения, на стадии разработки проектной документации, выполненной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", невозможна разработка детализированных локальных смет. Разработка локальных смет будет осуществлена при разработке рабочей документации.

Прошу дать разъяснение о возможности составления сметных расчетов по конструктивным элементам (системам) в составе проектной документации на основании стоимостных показателей таких элементов в объектах-аналогах.

Ответ:

Главным критерием при выборе метода составления сметной документации является метод, с применением которого возможно наиболее точное определение сметной стоимости проектируемого объекта на стадии разработки проектной документации.

Исходя из этого, если на стадии разработки проектной документации, выполненной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», возможна разработка локальных смет (и их проверка экспертным органом) на весь объект или на отдельные виды работ, конструктивные элементы (строительная часть, благоустройство, дороги, электроснабжение и т.д.) стоимость строительства рекомендуется определять на основании локальных смет.

В случае невозможности составления локальных смет на стадии разработки проектной документации, определение стоимости строительства рекомендуется осуществлять на основании сметных расчетов, выполненных с применением укрупненных сметных нормативов или запроектированных (ранее построенных) объектов-аналогов.

В соответствии с пунктом 4 Положения рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений.

При одновременной разработке проектной и рабочей документации рекомендуется разрабатывать локальные сметы.

Если разработанная проектная и рабочая документация будет передаваться заказчику одновременно, с последующим представлением проектной документации на экспертизу, то сметную документацию рекомендуется разрабатывать на основании рабочих чертежей, входящих в состав рабочей документации.

(Письмо от 03.09.2013 № 9476-БМ/12/ГС)

Дата публикации: 26.12.2013

Вопрос: 16.10.2013

Государственная корпорация «Росатом» и ОАО «Иркутскэнерго» создали совместное предприятие ОАО «АКМЭ - инжиниринг» для реализации пилотного проекта создания атомных станций малой мощности нового поколения на базе реакторной установки на быстрых нейтронах со свинцово - висмутовым теплоносителем СВБР - 100. ОАО «АКМЭ - инжиниринг» является Застройщиком и Техническим Заказчиком по сооружению «Опытно - промышленного энергоблока с реакторной установкой на быстрых нейтронах со свинцово - висмутовым теплоносителем в Мелекесском районе Ульяновской области (г. Димитровград)» (далее - ОПЭБ с РУ СВБР - 100).

Для сооружения энергоблока атомной станции, являющегося одновременно и объектом капитального строительства, и ядерной установкой, необходимо получение следующих разрешительных документов:

разрешение на строительство, получаемое в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации;

лицензий на размещение и сооружение ядерной установки, получаемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы материалов обоснования лицензии.

Глава отнесения затрат в сводном сметном расчете и источник финансирования на оплату государственной экспертизы проектной документации установлены МДС 81-35.2004 «Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации», а глава отнесения затрат и источник финансирования на оплату услуг по лицензированию и проведению государственной экологической экспертизы, а также других сопутствующих экспертиз нормативными документами в ценообразовании строительства не определены.

Просим дать разъяснение, за счет каких средств необходимо производить оплату расходов, связанных с получением лицензий на размещение и сооружение ядерных установок, и в какой главе сводного сметного расчета следует предусматривать такие затраты.

Ответ:

В соответствии с пунктом 5 статьи 149 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190 - ФЗ и пунктом 27 раздела IV «Проведение государственной экспертизы» постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 (в редакции постановлений Правительства РФ от 29.12.2007 № 970, от 16.02.2008 № 87, от 07.11.2008 № 821, от 29.09.2011 № 791, от 31.03.2012 № 270) «О порядке проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно - эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.

Учитывая изложенное, затраты на проведение экологической экспертизы учтены нормативами, установленными для определения размера платы за проведение государственной экспертизы, определяемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 и дополнительно не учитываются.

Затраты по оценке воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду (ОВОС) ценами справочников базовых цен на проектные работы в строительстве не учтены.

Стоимость работ по оценке воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, выполняемых в составе проектной документации по поручению заказчика, определяется в размере до 4% от общей стоимости проектирования.

Стоимость работ по оценке воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, выполняемых не в составе проектной документации, определяется на основании фактических трудозатрат (по форме № Зп), согласованных с заказчиком.

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 21 ноября 1995 № 170 - ФЗ «Об использовании атомной энергии» выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами государственного регулирования безопасности.

Согласно статье 26 данного Федерального закона за предоставление органом государственного регулирования безопасности разрешения (лицензии) на право ведения работ в области использования атомной энергии, за переоформление и за продление срока его (ее) действия уплачивается государственная пошлина.

Затраты по оплате пошлины за предоставление лицензии (разрешения) на право ведения работ в области использования атомной энергии (на строительство объектов) в соответствии с пунктом 4.85 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) учитываются в главе 9 «Прочие работы и затраты» (гр. 7 и 8) сводного сметного расчета стоимости строительства объекта.

Оплата лицензии (разрешения) на эксплуатацию построенного объекта производится за счет основной деятельности эксплуатирующей организации.

(Письмо от 26.06.2013 № 5200 – ДБ/12/ГС)

Дата публикации: 16.10.2013

Вопрос: 29.07.2013

Приказом Министерства регионального развития РФ от 28.05.2010 №260 утвержден государственный сметный норматив «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Территориальное планирование и планировка территории», предназначенный для определения стоимости разработки градостроительной документации. Однако методика расчета стоимости разработки документов градостроительного зонирования в указанном справочнике отсутствует.
В связи с необходимостью разработки правил землепользования и застройки для значительного количества сельских поселений области до конца текущего года во исполнение требований Градостроительного кодекса РФ, просим разъяснить действующий порядок расчета стоимости разработки правил землепользования и застройки муниципальных образований.

Ответ:

Стоимость разработки правил землепользования не входит с состав проектных работ, не учтена ценами, содержащими в СБЦП 81-2001-01 «Территориальное планирование и планировка территории» издания 2010 тода, и, в случае необходимости, может быть рассчитана на основании калькуляции затрат.
Кроме того, затраты, связанные с разработкой проекта застройки муниципальных образований, могут быть рассчитаны с применением ценовых показателей таблицы 3 СБЦП 81-20001-01 «Проекты планировки территории», при этом следует иметь в виду, что в соответствии с письмом Минрегиона России от 20.07.2011 № 19268-АП/08 затраты, учтенные показателями таблицы 3, включают проект планировки (до 30% цены), межевания территории (до 40% цены) и разработку градостроительных планов земельных участков (до 30% цены), т.е. при определении цены в формулу расчета следует вводить понижающий коэффициент 0,3.

Письмо от 1.02.2013 №506-ДБ/12/ГС

Дата публикации: 29.07.2013

Вопрос: 24.06.2013

При согласовании проектной документации с владельцами коммуникаций, а также со службами осуществляющими эксплуатацию коммуникаций, я сталкиваюсь с тем, что эксплуатирующие организации рассматривают проектную документацию более 30 дней и выставляют счет на оплату за согласования. Прошу указать на нормативный документ, регламентирующий порядок, сроки и стоимость согласования проектной документации вышеперечисленными организациями.

Ответ:

В соответствии с пунктом 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Согласно пункту 16 статьи 48 Кодекса не допускается требовать согласование проектной документации, заключение на проектную документацию и иные документы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

Письмо от 17.12.2012 №3948-12/СГ-Готв/ГС

Дата публикации: 24.06.2013

Вопрос: 24.06.2013

Наша органзация занимается ремонтом компрессорного оборудования в структурных подразделениях ОАО «РЖД» и для составления сметных расчетов руководствуется действующими Прейскурантами 26-05-45 и 26-05-43Э.
Просим разъяснить, где централизованно брать поквартальные индексы пересчета сметной стоимости к вышеупомянутым прейскурантам для работы на территории РФ.

Ответ:

В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 2008 года № 87, сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета, в т.ч. и ежеквартальных индексов изменения сметной стоимости, сообщаемых Минрегионом России.
Одновременно сообщается, что указанный порядок носит рекомендательный характер при строительстве объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств организаций. В этом случае порядок определения начальной цены контракта устанавливается инвестором (заказчиком).

Письмо от 07.11.2012 №2527-СГ/005/ГС

Дата публикации: 24.06.2013

Вопрос: 27.05.2013

В процессе ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов возникает вопрос об отнесении указанных объектов к недвижимому имуществу.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Таким образом, законодательно определен основный критерий отнесения объектов к недвижимому имуществу - наличие либо отсутствие несоразмерного ущерба назначению при перемещении соответствующих объектов.
В связи с отсутствием определения «несоразмерного ущерба» нами был направлен запрос в Госстрой России с просьбой дать разъяснения по указанному вопросу. Согласно полученному ответу (исх. № 2-15/290 от 20.05.2003 г.) необходимо произвести расчет экономической целесообразности перемещения трубопроводов различных диаметров. Наша организация в своей производственной деятельности помимо трубопроводов использует следующее имущество:
- дожимные насосные станции, состоящие из емкостного оборудования (V- 200м3 включительно), технологических трубопроводов, насосных агрегатов и сборно-каркасных зданий (далее по тексту - ДНС);
- узлы учета нефти (СИКНС);
- групповые замерные установки (ГЗУ).
Указанное имущество является модульным и также как и трубопроводы, не является объектом, прочно связанным с землей. Учитывая вышеизложенное, был произведен расчет экономической целесообразности переноса ДНС, СИКНС, ГЗУ. Согласно данному расчету перенос перечисленного имущества является экономически целесообразным, соответственно, указанное имущество являются движимым имуществом.
Учитывая вышеизложенное, просим разъяснить:
1) Является ли правомерным отнесение к движимому имуществу ДНС, СИКНС, ГЗУ?
2) Что является несоразмерным ущербом назначению объектов при их перемещении?

Ответ:

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним предусмотрено, что недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации, являются земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
При рассмотрении вопроса об отнесении конкретного сооружения к объектам недвижимого имущества необходимо учитывать в каждом случае его особенности, в том числе технические характеристики, длительность использования, связь с землей (возможность свободного перемещения данных объектов без нанесения несоразмерного ущерба их назначению).
Исходя из сложившейся судебной практики под несоразмерным ущербом имуществу, следует  понимать невозможность использования имущества по дальнейшему целевому назначению, существенное ухудшение его технического состояния, либо значительное снижение материальной ценности этого имущества.
Таким образом, по мнению Госстроя, дожимные насосные станции, состоящие из емкостного оборудования (V-200м3 включительно), технологических трубопроводов, насосных агрегатов и сборно-каркасных зданий (ДНС), узлы учета нефти (СИКНС), групповые замерные установки (ГЗУ) не попадают под действие законодательства, требующего обязательной регистрации их как объектов недвижимости, и могут быть отнесены к движимому имуществу, так как у указанных сооружений отсутствует прочная связь с землей (они являются легковозводимыми сборно-разборными конструкциями, для которых возможен неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов без потери технических свойств и технологических функций).

Письмо от 07.11.2012 №1604-СГ/005/ГС

Дата публикации: 27.05.2013

Вопрос: 14.05.2013

Объект капитального строительства является памятником культуры Федерального значения, при корректировке проекта сводным сметным расчетом учтены как строительно-монтажные, так и реставрационные работы.
Стоимость реставрационных работ определена с учетом сметного норматива ССН-84, рекомендованного для определения стоимости реставрационных работ.
Сметные нормативы на реставрационные работы (ССН-84) включены в федеральный реестр сметных нормативов по определению сметной стоимости объектов, строительство которых планируется осуществлять с привлечением средств Федерального бюджета со сроком действия до 31.12.2012г. Просим продлить срока действия норматива ССН-84.

Ответ:

Для решения вопроса о продлении срока включения Сборника сметных норм и единичных расценок на реставрационно-восстановительные работы по памятникам истории и культуры г.Москвы (ССН-84) в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета, Госстрой направил в Министерство культуры Российской Федерации письмо от 25.12.2012 № 3718-СТ/12/ГС с просьбой представить свою позицию по данному вопросу.
Одновременно сообщается, что в соответствии с подпунктом б) пункта 5.3 требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, введенных в действие приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 02.07.2007 № 188, представленная сметная документация должна содержать информацию об общей сметной стоимости строительства в ценах, предусмотренных действующей сметно-нормативной базой (базисный уровень цен) и в ценах на дату выдачи заключения государственной экспертизы (текущий уровень цен).
В связи с тем, что продолжительность государственной экспертизы не является постоянной величиной и может колебаться от нескольких недель до трех месяцев Госстрой считает, что «текущим уровнем цен на момент проведения экспертизы» может считаться уровень цен, определенный на момент представления документов (заявления) для проведения государственной экспертизы.

Письмо от 27.12.2012 №3823-ИП/12/ГС

Дата публикации: 14.05.2013


Вы можете получить индивидуальную консультацию по вопросам сметного нормирования и ценообразования на платной основе.
Федеральная информационная служба
по ценообразованию в строительстве Госстройинфо
Подписаться
28277 ПОДПИСЧИКОВ