Решение б/н Решение и предписание по делу № 83-07/14 в отношении ООО «ГЭ... от 10 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 83-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» марта 2015 года

В полном объеме решение изготовлено «07» апреля 2015 года

г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело № 83-07/14, возбужденное по признакам нарушения Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Челябинского УФАС России поступило заявление (исх. № 117/09 от 12.09.2014) общества с ограниченной ответственностью «Газоэнергетическая компания» (далее – ООО «ГЭК», Общество) о нарушении Магнитогорским территориальным отделом Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Отдел) антимонопольного законодательства, выразившемся в создании необоснованных препятствий в осуществлении ООО «ГЭК» деятельности по строительству и вводу в эксплуатацию объекта «газификация жилого дома на участке № 237 по ул. Фестивальная, п. Приуральский, г. Магнитогорск» (далее – Объект).

В своем заявлении Общество указывает, что в период с 29.04.2014 по настоящее время Отделом создаются препятствия в строительстве и вводе в эксплуатацию Объекта. В своих пояснениях (исх. № 174/11 от 10.11.2014) Общество также указывает, что отказ Отдела в регистрации проекта строительства Объекта, предъявление необоснованных требований о прохождении экспертизы промышленной безопасности, получении согласований, внесении изменений в исполнительно-техническую документацию, установке на газопровод дополнительных защитных покрытий привели к увеличению сроков реализации проекта, его стоимости.

Также ООО «ГЭК» считает, что поскольку проектная документация строительства Объекта прошла экспертизу промышленной безопасности и все предусмотренные документацией технические решения были утверждены, предъявление Отделом требований о проведении дополнительных работ с отклонением от утвержденной проектной документации является необоснованным.

На заседании Комиссии ООО «ГЭК» пояснило, что аналогичные проектные решения неоднократно утверждались Управлением при их реализации в других муниципальных образованиях. При этом требований о необходимости получения согласований, установки защитных покрытий и т.д. ранее не предъявлялось.

По запросу Челябинского УФАС России Управлением представлены письменные пояснения (исх. № 28-00-08/2394 от 08.12.2014, исх. № 01-00-08/156 от 29.01.2015, исх. № 28-00-08/573 от 19.03.2015), из содержания которых следует, что отказ в регистрации исполнительно-технической документации (далее – ИТД) Объекта письмом от 29.08.2014 обусловлен наличием несоответствий ИТД требованиям нормативных актов. Проверка ИТД проведена Отделом на основании подпункта «ж» пункта 93, пункта 95 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 № 870 (далее – Регламент).

Письмо Управления от 04.09.2014 «О разъяснении нормативно-технической документации», направленное в адрес Общества, носит разъяснительный характер, не содержит каких-либо требований и указывает на перечень нормативных документов, определяющих установку футляров для защиты газопроводов от внешних нагрузок, повреждений.

Свод правил (далее – СП) № 42-101-2003 утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1005-р в качестве акта, подлежащего применению для исполнения Регламента и осуществления оценки соответствия.

Наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности на Объект не исключает применения положений пункта 95 Регламента, согласно которому при приемке сетей газопотребления строительная организация представляет на рассмотрение, в том числе, заключение экспертизы промышленной безопасности. При проведении проверки представленных документов и Объекта были выявлены несоответствия нормативной технической документации, ввиду чего в регистрации ИТД было отказано.

Поскольку ООО «ГЭК» не были представлены расчеты времени по выдерживанию испытательного давления для выравнивания температуры воздуха в газопроводе с температурой грунта, ООО «ГЭК» было предложено дать пояснения об основаниях продолжительности выравнивания температур равной 6 часам при рекомендуемых 24 часах. Указание на данное нарушение последующими письмами не предъявлялось.

Предъявление требований о согласовании Обществом пересечений автодорог, водопроводов, канализации без установки защитных футляров основано на том, что в соответствии с пунктом 4.34 СП 42-101-2003 в случаях, если газопровод пересекает железные и автомобильные дороги, трамвайные пути, то предусматриваются подземный или надземный способ его строительства с учетом перспективы развития дорог, оговоренной в технических условиях предприятия, в ведении которого находится пересекаемая дорога.

Кроме того, пунктами 40, 41, 42 «Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, предусмотрено, что эксплуатационные организации газораспределительных сетей и других инженерных коммуникаций, проходящих в одной охранной зоне, совместно разрабатывают схему объектов с точным указанием их расположения, а также план совместного осуществления контроля и содержания коммуникаций, ликвидации аварий, предусматривающий меры по предотвращению повреждений на соседних участках. Порядок эксплуатации газопроводов в охранных зонах при пересечении ими автомобильных и железных дорог, инженерных коммуникаций должен согласовываться эксплуатационными организациями газораспределительных сетей с заинтересованными организациями. Собственники инженерных коммуникаций, проложенных в охранных зонах газораспределительных сетей, или уполномоченные ими лица обязаны обеспечить обозначение этих коммуникаций на местности опознавательными и предупреждающими знаками.

Внесение изменений в проект в процессе строительства в соответствии с требованиями Управления требует согласования с проектной организацией, дополнительная экспертиза на внесение изменений в проект не требуется и ООО «ГЭК» не проводилась.

В настоящее время, в связи с изменениями в действующем законодательстве и отменой 27.07.2014 приказа Федерального горного и промышленного надзора России от 18.03.2003 № 9, устанавливавшего необходимость согласования проектной документации с уполномоченными органами технического надзора, согласование проектной документации на газоснабжение не требуется.

Также Управление отмечает, что переписка между Управлением и Обществом по вопросам необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности (далее – ЭПБ) проектной документации объекта не велась, требования о необходимости ее проведения не предъявлялись.

Требование о согласовании размещения крана ДУ-100 на расстоянии менее 2 метров от крайнего провода ВЛ 0,4кВ впоследствии исключено, поскольку указанное расстояние составляет 3,5 метра. Предъявление требования связано с отсутствием в ИТД указания на расстояние от ДУ-100 до крайнего провода ВЛ 0,4 кВ.

Проверка соответствия проекта Объекта на соответствие требованиям действующих технических регламентов, СП, строительных норм и правил (далее – СНиП) и иной нормативно-технической документации не проводилась при регистрации, согласовании, утверждении проекта, поскольку данная проверка проводится экспертной организацией.

Требование о предоставлении согласований пересечения газопроводом коммуникаций, дорог и т.д. с эксплуатирующими их организациями регламентированы нормативно-технической документацией по соответствующим сферам. Конкретные требования установлены для строительства линейного объекта. Согласование пересечений при разбивке и передаче трассы для строительства, при производстве земляных работ, при приемке скрытых работ, которые вкладываются в исполнительно-техническую документацию.

Обществом с ограниченной ответственностью «Экспертиза промышленной безопасности» – ранее закрытое акционерное общество «Экспертиза промышленной безопасности» (далее – ООО «ЭПБ»), привлеченное к участию в рассмотрении настоящего дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, представлены письменные пояснения (исх. № 019 от 03.03.2015), из содержания которых следует, что ЭПБ проектной документации проводилась на соответствие требованиям Технического регламента безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 870 от 29.10.2010; Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления (ПБ 12-529-03), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 № 9; СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» (далее – СНиП 42-01-2002); СП 42-101-2003 «Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб» (далее – СП 42-101-2003); ГОСТ Р 55472-2013 «Системы газораспределительные. Требования к сетям газораспределения. Часть 0. Общие положения».

На соответствие требованиям СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (далее – СП 62.13330.2011) ЭПБ проектной документации не проводилась, поскольку указанный акт не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Министерством Регионального развития Российской Федерации (далее – Минрегионразвития) письмом от 14.12.2011 (исх. № 34638-ДШ/08) было дано разъяснение о том, что действующие нормативные документы или их части, не вошедшие в указанный перечень, применяются на добровольной основе. Также данным письмом дано указание, что до утверждения обновленного перечня актуализированных национальных стандартов и сводов правил при проектировании следует руководствоваться действующим СНиП 42-01-2002, включенным в данный перечень.

СП 62.13330.2011 и СП 42-101-2003 включены в перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и осуществления оценки соответствия, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1005-р.

Письмом Минрегионразвития от 12.03.2012 (исх. № 5080-ДШ/08) было дано разъяснение, что исходя из названия Перечня № 1005-р, обязательному применению подлежат только те разделы СП 62.13330.2011, которые содержат правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.

В соответствии с требованиями пункта 5.5.2 СНиП 42-01-2002 подземные газопроводы всех давлений в местах пересечений с железнодорожными и трамвайными путями, автомобильными дорогами I-IV категорий, а также с магистральными улицами общегородского значения следует прокладывать в футлярах.

Улицы Каштановая и Лебединая в соответствии с таблицей 4.1 СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85» не являются дорогами I-IV категорий и, по мнению ООО «ЭПБ», установка защитных футляров в местах пересечения газопроводом указанных улиц не требуется.

В соответствии с требованиями пункта 5.2.3 СНиП 42-01-2002 в местах пересечения газопроводов с подземными коммуникационными коллекторами и каналами различного назначения, а также в местах прохода газопроводов через стенки газовых колодцев газопровод следует прокладывать в футляре.

Согласно пункту 3.7 СТО НОСТРОЙ 2.16.65-2012 «Стандарт национального объединения строителей. Освоение подземного пространства. Коллекторы для инженерных коммуникаций. Требования к проектированию, строительству, контролю качества и приемке работ» коллектор для инженерных коммуникаций – проходной тоннель для прокладки и обслуживания инженерных коммуникаций, не сообщающийся с другими подземными сооружениями и оборудованный внутренними инженерными системами.

В соответствии с проектной документацией Объекта газопровод пересекает водопровод и канализацию из трубы диаметром 1250 мм, которая не является коллектором и, соответственно, устройство футляров на газопроводе в местах пересечения с водопроводом и канализацией не требуется.

На заседании Комиссии ООО «ЭПБ» и ООО «ГЭК» пояснили, что устройство на газопроводе защитных футляров предусматривается при пересечении тоннелей и коллекторов во избежание накопления в них газа при повреждении газопровода. В том случае, когда коммуникации проложены бестоннельным способом, в местах их пересечения газопроводом установка футляров не требуется, поскольку накопление газа при этом исключается (коммуникации окружены землей и полости отсутствуют).

По запросу Челябинского УФАС России Управлением капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска Челябинской области представлены пояснения (исх. № 01-21/0364 от 17.03.2015), согласно которым работы по ремонту и содержанию автомобильных дорог на территории города Магнитогорска Челябинской области проводятся на объектах, находящихся в муниципальной собственности города Магнитогорска в соответствии с Постановлением Администрации города Магнитогорска от 16.12.2014 № 18098-П «О передаче муниципального имущества на временное содержание и техническое обслуживание муниципальному бюджетному учреждению «Дорожное специализированное учреждение города Магнитогорска». Согласно приложениям №№ 9, 11 к указанному Постановлению дороги по улицам Лебединая и Каштановая в поселке Приуральский города Магнитогорска в перечне объектов муниципального имущества отсутствуют.

В утвержденном Генеральном плане города Магнитогорска Челябинской области сведения о категориях дорог по улицам Лебединая и Каштановая также отсутствуют. Данные улицы и дороги относятся к улицам и дорогам местного значения. В настоящее время покрытие этих дорог – грунтовое, низшего типа. Проектирование и строительство автодорог по указанным улицам не планируется.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы и объяснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Согласно пунктам 1, 11 Положения об Отделе, Отдел является структурным подразделением Управления и не является юридическим лицом. В соответствии с пунктом 13 Положения об Управлении, утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Ростехнадзор), Управление является юридическим лицом и осуществляет функции Ростехнадзора в установленной сфере деятельности и в установленных пределах.

28.10.2013 закрытым акционерным обществом «Магнитогорскгазстрой» на имя <…> (далее – Заказчик) выданы технические условия подключения № 369/13-ТУ-пр (технологического присоединения) объекта капитального строительства к газораспределительной сети и условия подключения № 369/13-ТУ пр (технические условия на газификацию (реконструкцию) объекта капитального строительства природным газом) на проектирование и подключение жилого дома на участке № 237 по ул. Фестивальная, п. Приуральский, г. Магнитогорск (далее – жилой дом) к системе газоснабжения.

29.04.2014 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации города Магнитогорска Челябинской области в адрес Заказчика направлено уведомление (исх. № 0128/2-509) о рассмотрении и внесении проектных данных газопровода низкого давления к жилому дому в базу данных архитектуры и градостроительства Администрации города Магнитогорска Челябинской области.

20.05.2014 Обществом получено уведомление Управления о внесении в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, выполненной ООО «ЭПБ» (на момент выполнения – ЗАО «ЭПБ»), на документацию технического перевооружения Объекта.

28.08.2014 Общество направило на имя директора МП «Трест «Водоканал» заявление (исх. № 95/08) о согласовании прокладки газопровода без футляра в местах пересечения с коммуникациями данной организации.

29.08.2014 Управлением в адрес Общества направлено письмо (исх. № 28-00-10/22161), из содержания которого следует, что на основании пункта 95 Регламента, Отделом проведена проверка ИТД по Объекту.

При рассмотрении ИТД Отделом выявлено следующее:

- полиэтиленовый газопровод имеет пересечения с улицами, водопроводом, канализацией, но не имеет защитного покрытия или устройства, стойких к внешним воздействиям и обеспечивающих сохранность газопровода, в местах пересечения автодорог, а также футляров в местах пересечения подземных коммуникаций, что является нарушением пункта 27 Регламента, пункта 5.2.3. СП 62.13330.2011, пункта 5.2.3. СНиП 42-01-2002 от 01.07.2003 (далее – СНиП 42-01-2002 от 01.07.2003), пункта 4.53. СП 42-101-2003;

- не согласована установка отключающего устройства (Кран Ду 100) на расстоянии от крайнего провода ВЛ 0,4кВ менее 2,0 метров с владельцем электрической сети;

- в строительном паспорте газопровода, до начала испытаний подземного газопровода на герметичность, указано, что газопровод находился под давлением воздуха в течение 6 часов, для выравнивания температуры воздуха в газопроводе с температурой грунта, что не удовлетворяет требованию пункта 11.8 СП 42-101-2003;

- длины труб полиэтиленовых и металлических не совпадают с данными строительного паспорта и спецификации;

- протоколы механических испытаний сварных стыков стального газопровода №№ 137/14, 136/14 от 02.06.2014 оформлены с отступлением от требований пункта 10.1.4 СНиП 42-01-2002.

На основании изложенного Управлением указано ООО «ГЭК» на необходимость согласования пересечений автодороги, водопровода и канализации без установки на газопровод футляров с организациями в ведении которых находится дорога, водопровод и канализация, согласовать установку задвижки с владельцем электрической сети, устранить замечания в строительном паспорте, внести изменения в спецификацию, переоформить протоколы и повторно представить ИТД на проверку.

В ответ на указанное письмо Управления Обществом направлено письмо (исх. № 99/09 от 04.09.2014), которым ООО «ГЭК» указывает на неправомерность предъявленных требований. Так, Общество указывает, что требования пункта 27 Регламента не подлежат применению ввиду отсутствия условий для их применения, СП 62.13330.2011 носит рекомендательный характер, СНиП 42-01-2002 и СП 42-101-2003 не содержат требований об обязательной установке футляров. Кроме того, требования об установке футляров не соответствуют требованиям СП 42-103-2003 «Свод правил по проектированию и строительству полиэтиленовых трубопроводов» (далее – СП 42-103-2003). В соответствии с пунктом 11.8. СП 42-101-2003 рекомендуется выдержать подземный газопровод до начала испытаний после полного заполнения воздухом до выравнивания температуры воздуха в газопроводе с температурой грунта, но не менее 24 часов. Пунктом 10.5.5. СП 62.13330.2011 время выравнивания температуры строго не регламентировано.

С замечаниями о несоответствии длины труб газопровода данным строительного паспорта и несоответствии протоколов испытаний сварных стыков требованиям пункта 10.1.4. СНиП 42-01-2002 Общество согласилось.

В ответ на письмо Общества от 02.09.2014 (исх. № 99/09) Управлением направлены разъяснения, которыми сообщается, что необходимость установки защитных футляров на газопроводе установлена пунктом 4.53 СП 42-101-2003, пунктом 5.2.3 СП 62.13330.2011, необходимость выравнивания температуры воздуха в газопроводе не менее 24 часов установлена пунктом 10.5.5 СП 62.13330.2011. При этом СП 62.13330.2011 входит в утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 1005-р перечень документов в области стандартизации, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Регламента и осуществления оценки соответствия. Также пунктом 4.17 СП 62.13330.2011 установлено, что если имеются расхождения, противоречия по отдельным пунктам нормативных документов в области сетей газораспределения и газопотребления, следует соблюдать более жесткие требования.

04.09.2014 Обществом направлено письмо (исх. № 102/09) об утверждении ИТД. По результатам рассмотрения обращения Управлением направлен ответ (исх. № 28-00-10/23311 от 08.09.2014), в соответствии с которым Обществу указано на необходимость установки защитных футляров на газопровод.

09.09.2014 МП «Трест «Водоканал» в адрес Общества направлено письмо, в соответствии с которым Предприятием согласован проект строительства газопровода к жилому дому без установки футляров.

11.09.2014 Обществом направлен запрос (исх. № 115/09) в Управление капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска о наличии (отсутствии) дорог на пересекаемых газопроводом улицах и их категории.

15.09.2014 Управлением капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска в адрес Общества направлено письмо (исх. № 01-21/1145), которым Обществу сообщается, что на пересекаемых газопроводом улицах проектирование и строительство дорог не производилось, городскими целевыми программами на 2014-2016 год не предусмотрено.

Кроме того, в своих пояснениях, представленных в Челябинское УФАС России, Общество отмечает, что согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р, СП 42-101-2003 не входит в перечень актов, обязательных к исполнению. Абзац второй пункта 5.2.3 СП 62.11330.2011 исключен приказом Минрегионразвития РФ от 10.12.2012 № 81/ГС, ввиду чего предъявление предусмотренных им требований не правомерно.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов регламентированы Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон о промбезопасности).

Согласно статье 1 Закона о промбезопасности экспертиза промышленной безопасности – определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 Закона о промбезопасности, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона о промбезопасности экспертизе промышленной безопасности подлежат:

- документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

- документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

- технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Закона о промбезопасности;

- здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

- декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

- обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Статьей 2 Закона о промбезопасности установлено, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону о промбезопасности.

Таким образом, проведение экспертизы промышленной безопасности в отношении Объекта Законом о промбезопасности не предусмотрено. Однако в соответствии с пунктом 3.1.6. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9 (далее – Постановление № 9), действовавших на момент подачи заявления о регистрации заключения экспертизы промышленной безопасности на проектную документацию Объекта в Управление, утвержденная и согласованная проектная документация до начала строительства, реконструкции и технического перевооружения систем газораспределения и газопотребления, а также заключение экспертизы промышленной безопасности подлежали представлению в территориальный орган Госгортехнадзора России (прежнее наименование Ростехнадзора).

Кроме того, Обществом, Отделом, Управлением не представлено документов, свидетельствующих о предъявлении к Обществу требований о необходимости проведения экспертизы промышленной безопасности проектной документации Объекта. Согласно пояснениям Управления переписка по указанному вопросу не велась, требования не предъявлялись.

Порядок работы комиссии по приемке построенных или реконструированных сетей газораспределения и сетей газопотребления определен пунктами 92-99 Регламента.

Согласно пункту 92 Регламента приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ. Приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.

Пунктами 93, 94 Регламента установлен порядок формирования приемочной комиссии, создаваемой застройщиком или инвестором для приемки сетей газораспределения и газопотребления (далее – приемочная комиссия).

Так, пунктом 93 установлено, что в состав приемочной комиссии подлежат включению представители:

а) застройщика;

б) строительной организации;

в) проектной организации;

г) эксплуатационной организации;

д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации);

е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора;

ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 95 Регламента при приемке сетей газораспределения и газопотребления, осуществляемой приемочной комиссией, строительная организация предоставляет следующие документы и материалы:

а) проектная документация (исполнительная документация);

б) положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию;

в) журналы:

надзора за строительством со стороны организации, разработавшей проектную документацию (при наличии договора на его проведение);

технического надзора со стороны эксплуатационной организации;

контроля производства строительных работ;

г) протоколы:

проведения испытаний на герметичность сетей газораспределения и газопотребления;

проверки сварных соединений и защитных покрытий;

д) строительные паспорта газопроводов, газоиспользующего оборудования и технологических устройств;

е) документы, подтверждающие соответствие используемых технических устройств, труб, фасонных частей, сварочных и изоляционных материалов;

ж) технико-эксплуатационную документацию изготовителей технических и технологических устройств (паспорта, инструкции по эксплуатации и монтажу);

з) акты о:

разбивке и передаче трассы;

приемке скрытых работ;

приемке специальных работ;

приемке внутренней полости газопровода;

приемке изоляционного покрытия;

приемке установок электрохимической защиты;

проверке состояния промышленных дымоотводящих и вентиляционных систем;

о результатах пусконаладочных работ и комплексном опробовании газоиспользующего оборудования;

и) копию приказа о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации сетей газораспределения и газопотребления;

к) положение о газовой службе или договор с организацией, имеющей опыт проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления;

л) план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

Кроме того, в соответствии с пунктом 5.5.2 СНиП 42-01-2002 вопрос о необходимости устройства футляров на газопроводе решается проектной организацией, за исключением случаев пересечения газопровода с железнодорожными и трамвайными путями, автомобильными дорогами категорий I-IV, а также с магистральными улицами и дорогами, на которых установка футляров является обязательной.

Таким образом, Регламентом не предусмотрено представление комиссии, в том числе сотрудникам Управления, входящим в состав приемочной комиссии, документов, подтверждающих согласование возможности прокладки газопровода без устройства на нем защитных футляров с организациями, в ведении которых находятся пересекаемые газопроводом дороги, водопроводы, канализации и т.д. Такие организации полномочиями по решению вопросов о необходимости (отсутствии необходимости) установки защитных футляров на газопроводах не наделены.

Ссылка Управления на положения пунктов 40, 41, 42 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878, не может быть принята во внимание, поскольку указанные положения применяются к организациям, эксплуатирующим сети газораспределения.

Согласно пункту 3 Правил охраны газораспределительных сетей эксплуатационная организация газораспределительной сети определяется как специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация-собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией-собственником сети договор на ее эксплуатацию.

Таким образом, к ООО «ГЭК», осуществляющему строительство Объекта, не могут быть применены указанные нормы и требования пунктов 40-42 Правил охраны газораспределительных сетей.

Следует отметить, что Управлением письмом от 29.08.2014 (исх. № 28-00-10/22161) к Обществу предъявлены требования о предоставлении согласований пересечения газопроводом водопровода и канализации без установки защитных футляров с эксплуатирующими водопровод и канализацию организациями. Однако письмами от 04.09.2014 (исх. № 28-00-10/22852) и от 08.09.2014 (исх. № 28-00-10/23311) Управлением к Обществу предъявлены требования о безусловной необходимости установки защитных футляров на газопровод в местах пересечений с водопроводом и канализацией, что также свидетельствует об отсутствии необходимости в получении Обществом затребованных Управлением согласований.

Согласно пункту 7.7. договора подряда № 34/04-2014-ГСК от 14.04.2014 на выполнение строительно-монтажных работ, в соответствии с которым Общество обязалось выполнить работы по строительству Объекта, в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного данным договором, подрядчик по письменному требованию Заказчика уплачивает пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки.

На основании изложенного, Управлением при регистрации ИТД Объекта письмом от 29.08.2014 (исх. № 28-00-10/22161) предъявлены к Обществу не предусмотренные действующим законодательством требования о согласовании пересечений автодорог, водопровода, канализации без установки футляров с организациями, в ведении которых находятся данные объекты, что ведет к возложению на хозяйствующего субъекта не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, создает необоснованные препятствия осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, в том числе ввиду увеличения сроков реализации проекта строительства Объекта в связи с необходимостью получения Обществом истребованных согласований.

Согласно статье 1 Закона о промбезопасности экспертиза промышленной безопасности направлена на определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности. Требования к безопасности систем газораспределения и газопотребления на момент подачи заключения экспертизы промышленной безопасности в Управление были установлены Правилами безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора РФ от 18.03.2003 № 9 (далее – Правила безопасности).

Указанными Правилами предусмотрены, в том числе, следующие требования к проектированию газораспределительных сетей: на пересечении подземных газопроводов с другими коммуникациями должны быть предусмотрены защитные меры, исключающие проникновение и движение газа вдоль коммуникаций (пункт 2.2.18.).

Согласно пункту 2.1.2. Правил безопасности проектная документация подлежит экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Данный порядок установлен Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности, утвержденными Приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538. В соответствии с пунктами 13, 27, 32 Правил проведения экспертизы промышленной безопасности экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;

2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);

3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Согласно пункту 12 Временного порядка утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного Приказом Ростехнадзора от 01.08.2012 № 436, заключение экспертизы рассматривается в соответствии со спецификой объекта экспертизы на предмет:

его соответствия требованиям к оформлению заключения экспертизы;

соответствия проведения экспертизы условиям лицензии, выданной экспертной организации Ростехнадзором;

участия в проведении экспертизы экспертов, прошедших аттестацию в установленном порядке;

соблюдения требований, предъявляемых к проведению экспертизы промышленной безопасности;

использования необходимых и допущенных для проведения экспертизы контрольного, испытательного и диагностического оборудования и средств измерений.

Таким образом, положительное заключение экспертизы промышленной безопасности проектной документации Объекта подтверждает соответствие проектной документации, в том числе всех предусмотренных данной документацией проектных решений, требованиям, предъявляемым к безопасности газораспределительных сетей.

При этом положения норм о регистрации заключения ЭПБ свидетельствуют об отсутствии у Управления при регистрации заключения ЭПБ на проектную документацию Объекта обязанностей по проверке соответствия выводов экспертной организации, изложенных в заключении ЭПБ, а также самого проекта Объекта требованиям действующей нормативно-технической документации, ввиду чего факт регистрации Управлением заключения ЭПБ на проект Объекта не может рассматриваться в качестве подтверждения соответствия проекта Объекта требованиям действующей нормативно-технической документации.

Однако, предъявляя к Обществу требования о необходимости установки защитных футляров на газопроводе в местах пересечения газопроводом автомобильных дорог, Управление указывает на положения пункта 27 Регламента, пункта 5.2.3 СНиП 42-01-2002, пункта 4.53 СП 42-101-2003.

Согласно пункту 27 Регламента при проектировании наружных газопроводов должны быть предусмотрены защитные покрытия или устройства, стойкие к внешним воздействиям и обеспечивающие сохранность газопровода, в местах:

а) входа и выхода из земли;

б) пересечения с подземными коммуникационными коллекторами, тоннелями и каналами различного назначения, конструкция которых не исключает попадания в них природного газа из газопровода;

в) прохода через стенки газовых колодцев;

г) прохода под дорогами, железнодорожными и трамвайными путями;

д) прохода через строительные конструкции здания;

е) наличия подземных разъемных соединений по типу "полиэтилен - сталь";

ж) пересечения полиэтиленовых газопроводов с нефтепроводами и теплотрассами (пункт 27 Регламента).

Пунктом 5.2.3 СНиП 42-01-2002, пунктом 4.53 СП 42-101-2003 требование о необходимости установки на газопровод защитных футляров в местах пересечения с автомобильными дорогами не предъявляется.

При этом пунктом 5.5.2 СНиП 42-01-2002 установлено, что подземные газопроводы всех давлений следует прокладывать в футлярах в местах пересечений с железнодорожными и трамвайными путями, автомобильными дорогами категорий I - IV, а также с магистральными улицами и дорогами. В других случаях вопрос о необходимости устройства футляров решается проектной организацией.

Согласно письмам Управления капитального строительства и благоустройства Администрации города Магнитогорска Челябинской области от 15.09.2014 (исх. № 01-21/1145) и от 17.03.2015 (исх. № 01-21/0364) проектирование и строительство автодорог по пересекаемым газопроводом улицам не производилось и целевыми программами на 2014-2016 годы не предусмотрено.

Согласно пояснениям Управления, предъявляя требования о необходимости установки защитных футляров на газопроводе в местах пересечения с улицами Каштановой и Лебединой, Управление не руководствовалось соответствующими документами территориального планирования, генеральным планом и т.д. города Магнитогорска для установления факта наличия на указанных улицах дорог I-IV категории. Установление наличия дорог на пересекаемых газопроводом улицах осуществлялось Управлением исходя из факта наличия в плане газопровода пересекаемых им улиц.

Кроме того, согласно письму открытого акционерного общества «Головной научно-исследовательский и проектный институт по распределению и использованию газа «Гипрониигаз» (исх. № 3451-НИИ от 11.11.2014) установку защитных футляров в местах пересечения газопроводом улиц Каштановая и Лебединая при отсутствии на них дорог I-IV категорий допускается не предусматривать. При этом вопрос о необходимости установки футляров может решаться проектной организацией. В рассматриваемом случае вопрос о необходимости установки защитных футляров решен проектной организацией, соответствие решения требованиям безопасности подтверждено положительным заключением ЭПБ.

Пунктом 5.2.3 СНиП 42-01-2002 установлено, что газопровод следует прокладывать в футляре в местах пересечения газопроводов с подземными коммуникационными коллекторами и каналами различного назначения, теплотрассами бесканальной прокладки, а также в местах прохода газопроводов через стенки газовых колодцев. При пересечении с тепловыми сетями следует предусматривать прокладку газопроводов в стальных футлярах.

Согласно представленным документам и пояснениям лиц, участвующих в деле, газопровод Объекта имеет пересечения с водопроводом и канализационной трубой. Пересечений с подземными коллекторами, теплотрассами бесканальной прокладки газопровод не имеет. При этом газопровод имеет глубину заложения, отличную от глубины заложения водопровода и канализационной трубы.

Кроме того, разъясняя основания предъявленных к Обществу требований, Управление указывает (письмо от 04.09.2014 исх. № 28-00-10/22852), что необходимость установки защитных футляров в местах пересечения с канализацией и водопроводом обусловлено требованиями абзаца второго пункта 5.2.3 СНиП 42-01-2002, пункта 4.53 СП 42-101-2003.

При этом Управлением не учтено, что абзац второй пункта 5.2.3 СНиП 42-01-2002 на момент направления письма от 04.09.2014 (исх. № 28-00-10/22852) был исключен Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.12.2012 № 81/ГС и являлся недействующим. Указание Управлением на положения пункта 4.53 СП 42-101-2003 также не могут быть приняты во внимание, поскольку СП 42-101-2003 не включен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Таким образом, Управлением предъявлены к Обществу необоснованные требования о необходимости установки на газопровод защитных футляров в местах пересечения с улицами Каштановой и Лебединой в поселке Приуральский города Магнитогорска, водопроводом и канализацией, что привело к невозможности утверждения ИТД Объекта, его приемки и сдачи заказчику работ, увеличению сроков реализации проекта строительства Объекта, необходимости выполнения дополнительных работ, увеличению себестоимости выполняемых работ, могло привести к возложению в соответствии с договором на Общество санкций ввиду невыполнения предусмотренных договором работ в установленные сроки, создало препятствия осуществлению деятельности Общества и могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, действия Управления, выразившиеся в предъявлении к Обществу не предусмотренных действующим законодательством требований о согласовании пересечений автодорог, водопровода, канализации без установки на газопровод защитных футляров с организациями, в ведении которых находятся данные объекты, а также требований об установке на газопровод защитных футляров в местах пересечения с улицами Каштановой и Лебединой в поселке Приуральский города Магнитогорска, водопроводом и канализацией, привели к возложению на хозяйствующего субъекта не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, могли привести к созданию необоснованных препятствий осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, в том числе в виду увеличения сроков реализации проекта строительства Объекта в связи с необходимостью получения Обществом истребованных согласований, привели к невозможности утверждения исполнительно-технической документации Объекта, его приемки и сдачи заказчику работ, необходимости выполнения дополнительных работ, увеличению себестоимости выполняемых работ, могли привести к возложению в соответствии с договором на Общество санкций ввиду невыполнения предусмотренных договором работ в установленные сроки, создало препятствия осуществлению деятельности Общества и могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, что является нарушением требований части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия Челябинского УФАС России считает необходимым выдать Управлению предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем отзыва направленных Управлением в адрес Общества писем от 29.08.2014 (исх. № 28-00-10/22161), от 04.09.2014 (исх. № 28-00-10/22852), от 08.09.2014 (исх. № 28-00-10/23311).

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Управления по части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции действия Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выразившиеся в предъявлении к обществу с ограниченной ответственностью «ГазоЭнергетическая компания» не предусмотренных действующим законодательством требований о согласовании пересечений автодорог, водопровода, канализации без установки на газопровод защитных футляров с организациями, в ведении которых находятся данные объекты, а также требований об установке на газопровод защитных футляров в местах пересечения с улицами Каштановой и Лебединой в поселке Приуральский города Магнитогорска, водопроводом и канализацией, что привело к возложению на хозяйствующего субъекта не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, могло привести к созданию необоснованных препятствий осуществлению Обществом предпринимательской деятельности, в том числе в виду увеличения сроков реализации проекта строительства Объекта в связи с необходимостью получения Обществом истребованных согласований, привело к невозможности утверждения исполнительно-технической документации Объекта, его приемки и сдачи заказчику работ, необходимости выполнения дополнительных работ, могло привести к возложению в соответствии с договором на Общество санкций ввиду невыполнения предусмотренных договором работ в установленные сроки, создало препятствия осуществлению деятельности Общества и могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

2. Выдать Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства путем отзыва направленных Управлением в адрес Общества писем от 29.08.2014 (исх. № 28-00-10/22161), от 04.09.2014 (исх. № 28-00-10/22852), от 08.09.2014 (исх. № 28-00-10/23311).

3. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административных правонарушений.

4. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Председатель Комиссии <…>

Члены Комиссии <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

по делу № 83-07/14 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства

 

«07» апреля 2015 года г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

<…>

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

<…>

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

<…>

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 07 апреля 2015 года по делу № 83-07/14 о нарушении Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (620144, ул. Большакова, д. 97, г. Екатеринбург, Свердловская область; далее – Управление) части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Управлению в срок до 30 апреля 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции путем направления в адрес общества с ограниченной ответственностью «ГазоЭнергетическая Компания» информации об отзыве писем Управления от 29.08.2014 (исх. № 28-00-10/22161), от 04.09.2014 (исх. № 28-00-10/22852), от 08.09.2014 (исх. № 28-00-10/23311).

2. Управлению в срок до 08 мая 2015 года представить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: письмо Управления об отзыве писем Управления от 29.08.2014 (исх. № 28-00-10/22161), от 04.09.2014 (исх. № 28-00-10/22852), от 08.09.2014 (исх. № 28-00-10/23311) с приложением документов, подтверждающих направление данного письма в адрес общества с ограниченной ответственностью «ГазоЭнергетическая Компания» (реестры почтовых отправлений, квитанции об оплате отправлений, отметки (уведомления) о получении и т.д.).

Документы, представленные в доказательство исполнения предписания, должны быть заверены печатью организации и подписью должностного лица, прошиты и пронумерованы, представлены с сопроводительным письмом и описью документов.

Председатель Комиссии А.А. Козлова

Члены Комиссии: Т.М. Соболевская

Д.В. Вурьев

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны