ВСН-1-30-71
------------------
Мингазпром

УКАЗАНИЯ ПО ПРОИЗВОДСТВУ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ МАГИСТРАЛЬНЫХ СТАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

СТРОИТЕЛЬСТВО НАДЗЕМНЫХ ПЕРЕХОДОВ

ВЫПУСК 8

УТВЕРЖДЕНЫ Министерством газовой промышленности 4 июня 1970 г.


В настоящих Указаниях рассмотрены методы сооружения опор и пролетных строений, способы укладки трубной плети и основные требования техники безопасности при строительстве надземных переходов трубопроводов; учтены предложения и замечания организаций Мингазпрома, в том числе строительных и проектных.

Указания рассчитаны на инженерно-технических работников, занятых проектированием организации работ и строительством надземных переходов магистральных трубопроводов.

Указания согласованы с Государственной газовой инспекцией 25 ноября 1969 г. и утверждены Министерством газовой промышленности 4 июня 1970 г.

Указания разработаны инж. Высоцким А.Н. (Гипрогаз) при участии сотрудников Гипрогаза инженеров Григорьева К.Г., Коренева Л.П., Козаченко А.В., сотрудников ВНИИСТа канд. техн. наук Левина С.И., инженеров Вассерштейн П.Б., Крупкина Б.Н.

     ПРЕДИСЛОВИЕ

Выпуск 8 Указаний по производству работ при сооружении магистральных стальных трубопроводов составлен Гипрогазом в развитие главы III-Д.10 СНиПа "Магистральные трубопроводы. Правила организации строительства, производства и приемки в эксплуатацию"*.

________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действуют СНиП III-42-80, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

В основу настоящего выпуска Указаний положен передовой опыт строительных и проектных организаций Министерства газовой промышленности по сооружению и проектированию организации работ надземных переходов, а также действующие нормативные документы.

При составлении выпуска 8 были использованы материалы Гипрогаза, теоретические и экспериментальные исследования, проведенные в лабораториях ВНИИСТа и в трассовых условиях, обобщен передовой опыт строительства наиболее крупных надземных переходов трубопроводных магистралей в СССР и за рубежом.

Указания предназначены для проектных организаций, строительных и строительно-монтажных трестов, их управлений и участков и специальных подразделений Министерства газовой промышленности.

В Указаниях даны организация и технология строительства магистральных трубопроводов в различных природных условиях. Ввиду отсутствия достаточного опыта и соответствующих разработанных строительных норм и правил в Указаниях не освещена специфика строительства трубопроводов в районах вечной мерзлоты.

Указания, выпускаемые Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов, состоят из 11 отдельных выпусков:

1. Разгрузка, складирование и транспортировка труб.

2. Сварочно-монтажные работы.

3. Подготовительные и земляные работы.

4. Строительство криволинейных участков трубопроводов.

5. Изоляционно-укладочные работы.

6. Строительство и монтаж установок электрозащиты трубопроводов от коррозии.

7. Продувка и испытание магистральных трубопроводов.

8. Строительство надземных переходов.

9. Строительство подводных переходов.

10. Прокладка подводных кабелей связи на переходах магистральных трубопроводов.

11. Организация и технология строительства кабельных и воздушных линий связи в условиях открытой степи, равнинно-лесистой местности и на болотах всех типов.

С выходом настоящих Указаний отменяются 10 выпусков "Рекомендаций по производству работ при сооружении магистральных трубопроводов", изданных в 1964 г.

     1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Указания составлены в развитие основных положений главы СНиПа III-Д.10-62 "Магистральные трубопроводы, правила приемки и производства работ" в части, касающейся сооружения надземных переходов.

1.2. Настоящие Указания не распространяются на строительство переходов, сооружаемых в районах вечной мерзлоты.

В настоящих Указаниях также не рассмотрены надземные переходы типа провисающая нить. Принципы сооружения этих переходов даны в "Рекомендациях по проектированию надземных трубопроводов в виде провисающей нити" (М., ВНИИСТ, 1968).

1.3. В зависимости от конструктивной схемы перекрытия пролетов переходы могут быть: балочные (рис.1), висячие (рис.2), вантовые и арочные (рис.3).


Рис.1. Основные схемы балочных переходов:

А - однопролетные; Б - многопролетные; а - бесконсольные без компенсаторов (опоры на грунт или плиту); б - консольные с компенсаторами (опоры из стоек, свай и других конструкций); в - без компенсаторов; г - с Г-образными компенсаторами; д - с П-образными компенсаторами; е - с компенсацией по типу "змейка"; 1 - опирание на грунт; 2 - плеть; 3 - опорная плита; 4 - стойки, сваи или другие конструкции; 5 - ригель


Рис.2. Основные схемы висячих переходов:

А - однопролетные; Б - многопролетные; а - с пилонами; б - с опорами, заделанными в скалы; 1 - пилон; 2 - пролетное строение; 3 - береговая анкерная опора; 4 - береговая опора под пилон; 5 - плеть; 6 - вертикальная подвеска; 7 - смотровая тележка; 8 - монорельс; 9 - натяжное устройство; 10 - железобетонный опорный массив в нише скалы; 11 - несущий канат; 12 - канат-стяжка; 13 - промежуточная опора; 14 - ветровой канат; 15 - ветровая траверса; 16 - ветровая связь; 17 - анкерная ветровая опора; 18 - наклонная подвеска; 19 - опорное седло; 20 - распорка позиции 14-18 только для однопролетных переходов большого пролета (более 100 м)


Рис.3. Схемы вантового (А) и арочного (Б) переходов:

а - переход с затяжкой; б - переход с муфтой; 1 - оттяжка; 2 - вант; 3 - затяжка; 4 - пилон: 5 - анкерная опора; 6 - опора под пилон; 7 - трубопровод; 8 - муфта; 9 - мостик с перилами (на нефтепроводах); 10 - опора

1.4. Надземные переходы состоят из следующих основных конструктивных элементов:

опоры;

пилоны (для висячих и вантовых конструкций);

пролетное строение;

трубная плеть.

1.5. Исходя из особенностей организации строительства, надземные (воздушные) переходы, пересекающие преграды, подразделяют на:

доступные для прохода наземных средств механизации, обеспечивающих монтаж пролетного строения и трубной плети;

доступные для прохода плавучих средств;

недоступные ни для наземных, ни для плавучих средств.

1.6. Перечень основных нормативных документов для руководства при строительстве надземных переходов приведен в литературе (1-25).

     2. ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ПЕРЕХОДОВ

2.1. Надземные переходы, как правило, сооружают по типовым проектам производства работ, привязанным к местным условиям; отдельные сложные переходы выполняют по индивидуальным проектам производства работ.

2.2. Границы переходов, определяемые проектом, должны быть привязаны к пикетажу, закреплены в натуре и указаны в рабочих чертежах линейной части трубопроводов и переходов.

2.3. Проект производства работ (ППР) составляет строительная организация на основе рабочих чертежей перехода и решений, принятых в утвержденном проекте организации строительства; ППР служит руководством для организации и производства работ по сооружению перехода.

В ППР должны быть установлены календарные сроки строительства перехода и конкретизированы:

мероприятия подготовительного периода;

потребность и сроки получения материальных, технических (машины, механизмы, транспорт) и энергетических ресурсов, сроки поступления на площадку рабочих и технических кадров;

методы производства работ.

В составе ППР должен быть разработан строительный генеральный план с указанием расположения постоянных и временных зданий и сооружений, подъездных и внутриплощадочных временных дорог, открытых и закрытых складов, линий электропередачи и связи, а также монтажной площадки (примерные стройгенпланы сооружения переходов даны на рис.4, а и б).

Примечания:

1. Временные здания и сооружения 5, 7, 8, 11 (рис.4, а и б) применяются в случаях приготовления бетона на месте при устройстве опор из монолитного бетона.

2. Пунктиром показаны варианты расположения площадок.


Рис.4. Схемы стройгенплана надземного перехода:

а - балочного; б - висячего; 1 - контора прораба; 2 - магазин; 3 - площадка для складирования сборных железобетонных конструкций; 4 - монтажная площадка; 5 - бетономешалка передвижная; 6 - передвижная электростанция; 7 - открытый склад песка и гравия; 8 - склад цемента; 9 - жилые вагон-домики; 10 - кухня-столовая; 11 - цистерна для воды; 12 - материальный склад; 13 - санузел; 14 - склад ГСМ; 15 - слесарная мастерская; 16 - склад инструментов и приспособлений; 17 - причал; 18 - насосная станция; 19 - склад металлоконструкций; 20 - склад канатов; 21 - склад материалов и оборудования; 22 - кузница на один горн для заделки канатов; 23 - временная подъездная дорога; 24 - преграда, пересекаемая надземным переходом; 25 - площадка для разматывания и натяжения канатов (вариант расположения); 26 - лебедки или трактор для протаскивания канатов; 27 - площадка для разматывания и натяжения канатов; 28 - площадка для стоянки машин и механизмов; 29 - площадка для сборки и сварки труб; 30 - якорь

2.4. Строительство малых и средних переходов рекомендуется вести по специальному графику, разработанному генподрядчиком и согласованному со всеми исполнителями. Как правило, график должен предусматривать сооружение переходов с опережением линейных работ трубопровода на прилегающих к переходу участках и в сроки, обеспечивающие получение непрерывной нитки трубопровода после прохода линейной строительной колонны; сроки строительства больших переходов назначаются в зависимости от объема работ и местных условий.

2.5. При невозможности окончания строительства перехода до завершения линейных работ на прилегающих участках трубопровода, в случае необходимости срочного ввода его в действие, может применяться укладка временного перехода; конструкция временного перехода определяется проектной, строительной и эксплуатирующей организациями, исходя из местных условий.

2.6. Строительство переходов в каждом конкретном случае должно осуществляться в наиболее благоприятное время года:

в горных условиях строительство переходов рекомендуется вести в межпаводковый период до наступления периода сильных дождей и ливней;

переходы через водные и обводненные препятствия следует сооружать при меженнем горизонте воды или зимой, когда слой льда достаточной толщины и позволяет выполнять работы по сооружению перехода;

переходы через болота целесообразно строить в зимнее время;

переходы через орошаемые массивы и оросительные каналы следует выполнять в период между поливами или наименьшей интенсивности полива.

2.7. Сроки строительства и методы производства работ по сооружению переходов через судоходные водные препятствия, мелиоративные и оросительные каналы, железные и автомобильные дороги необходимо согласовывать с соответствующими эксплуатирующими организациями.

2.8. Все строительные и монтажные работы по сооружению переходов в зависимости от объема работ целесообразно выполнять специализированным комплексным участком или бригадой, а при малых объемах работ (например, балочные однопролетные переходы) - линейной колонной, при условии ее оснащения необходимыми дополнительными механизмами и оборудованием.

2.9. Для сооружения перехода строительную площадку выбирают на одном из берегов с учетом местных условий:

наличия необходимой свободной площадки;

рельефа местности, степени застроенности, залесенности, заболоченности и т.д.;

расположения источников получения и путей подвоза основной массы материалов, удобства размещения рабочих кадров в близлежащих населенных пунктах;

ширины препятствия;

принятых методов производства работ;

объема работ и сроков их выполнения.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs